Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 ноября 2021 г.
  4. № 47 (6810) (24.11.2021)
Искусство Культура

Страсть, несущая разрушение

В России впервые поставили «Федру». На краю света!

24 ноября 2021
Сергей Аманбаев – Юноша. «Юноша и смерть»


Приморская сцена Мариинского театра щедро дарует зрителям эмоциональные восторги. Художественный руководитель балетной труппы Эльдар Алиев выработал грамотную эстетическую концепцию репертуара.

 

Его прочной основой, естественно, стали шедевры классического наследия: три балета П. Чайковского, «Жизель», «Корсар», «Дон Кихот», «Баядерка». Далее афишу расширили неоклассические спектакли Баланчина – «Аполлон», «Блудный сын», «Серенада», «Шотландская симфония». Жанровое и стилистическое разнообразие привнесли одноактная «Жар-птица» и полнометражная «Тысяча и одна ночь» в авторской постановке самого Алиева. Сегодня владивостокский зритель очаровывается легендарной «Кармен-сюитой» Альберто Алонсо, выбирает между лубочным гротеском «Конька-горбунка» А. Ратманского – Р. Щедрина и поэтической образностью музыки М. Равеля, воплощённой в «Дафнисе и Хлое» молодым хореографом Д. Пимоновым. Но Алиев продолжает удивлять. Его эрудиция позволила сформировать программу вечера балета, расширяющего взгляд российской публики на хореографическое искусство XX века. В программе два спектакля. Один из них – «Юноша и смерть» Ролана Пети на музыку И.С. Баха, – конечно же, хорошо известен в стране по многочисленным гастрольным показам и интерпретациям выдающихся танцовщиков. Видное место этот спектакль имеет и в репертуаре петербургской Мариинки. А вот с балетом «Федра» Флемминга Флиндта незнакомы даже профессионалы: премьера во Владивостоке стала началом российской истории этого произведения, знакового в истории хореографии.

Спектакль начинается перезвоном колоколов (музыка Филипа Гласса, дирижёр Владислав Карклин). Две исполинские куклы, лица которых скрыты капюшонами длинных белоснежных плащей, скользят по подмосткам, словно по льду. Это прообразы олимпийских богинь – яростной Афродиты и Артемиды, спор которых как раз приведёт к трагической развязке. Но сейчас богини лишь на миг встречаются, отнюдь не вступая в жаркую схватку, как это сделали бы смертные. Конфликт заявлен, семя трагедии брошено, судьба предопределена. Мы знакомимся с протагонистами: Тесей в паре с любимой супругой Федрой. У ног отца Ипполит – сын от первого брака. Вокруг кордебалет, выполняющий функцию хора античного театра. Все юноши в белых трико с обнажёнными торсами, девушки в белых хитонах. Герои имеют небольшие костюмные отличия. У Тесея – золотой венок и перевязь через плечо, у Ипполита – золотые браслеты на бицепсах, у Федры – небольшая драпировка юбки. Они словно ожившие беломраморные греческие статуи (замысел художника Бени Монтресора реализовал Пётр Окунев). Лаконичность оформления тем не менее передаёт богатство эмоциональной палитры спектакля. Прежде всего благодаря искусному освещению (восстановление и адаптация светового оформления Тони Тучи выполнила Эрин Эрл Флеминг). Кроваво-красный линолеум сцены то превращается в зеркальную поверхность, отражающую фигуры танцовщиков, то приобретает выразительный рельеф. Арьерзанавес, обрамлённый чёрным бархатом кулис, тоже создаёт напряжённость, чередуя свои громадные пунцовые и чёрные складки.

На сцену Владивостока спектакль перенёс ассистент ­Флинда Джейкоб Спарсо. Педагоги Александр Курков, Сергей Золотарёв, Александра Архангельская и Александра Гривнина подготовили три исполнительских состава: Катерина Флория, Ирина Сапожникова, Анна Самострелова (Федра), Канат Надырбек, Сергей Уманец (Тесей), Виктор Мулыгин, Сергей Аманбаев, Александр Голубов, (Ипполит). В философской трагедии характеры персонажей важны не сами по себе, а как отражение конкретного художественного замысла. При всей схематичности изложения сюжета и условности психологии действующих лиц артисты Приморской сцены раскрыли идею произведения. Мы увидели смятение Федры, почувствовали, как сам по себе преступный помысел разрушил личность. При этом осталось место и добродетели. Несмотря на душевную драму, в которой яд инстинктов разъедал бедное сердце, женщина сохранила ясность ума, стремление к чистоте и нравственное достоинство.

…Артемида и Афродита замкнули своё круговое движение по сцене, завершив этот эстетский спектакль.

Александр Максов, Владивосток

 

Тэги: Балет Александр Максов
Обсудить в группе Telegram

Александр Максов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Что нового в Париже? Чайковский и Пушкин!

    10.04.2025
  • Страсти по «Щелкунчику»

    17.12.2024
  • Двухметровый Дон Кихот

    19.10.2024
  • «Золотой век» Елены Князьковой

    19.08.2024
  • «Бахчисарайский фонтан» из Севастополя

    23.07.2024
  • Эпитафия

    33 голосов
  • «Спящая красавица» проснулась в Казани

    24 голосов
  • Стрижено-брито...

    21 голосов
  • Двухсотлетний возмутитель спокойствия

    19 голосов
  • Аттила. Реинкарнация

    18 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS