В Москве и в обычное время от обилия спектаклей и концертов разбегаются глаза, а уж в преддверии праздников – мероприятий не перечесть! Выбрать, куда пойти в свободный вечер, всё сложнее, так как яркие рекламные плакаты и объявления повсюду – манят и зовут.
День святого Валентина в нашей стране отмечается сравнительно недавно (вопрос о том, насколько это правильно, остаётся открытым, но от самого факта, что праздник этот прочно утвердился в нашей жизни, уже не отмахнуться). Как правило, ему посвящены разного рода молодёжные мероприятия – концерты поп-музыки, танцевальные вечеринки и т.п. Тем более странно в канун Дня всех влюблённых выглядел развешанный на улицах города плакат концерта Passion, приглашавший не в клуб, а... в Большой зал консерватории: музыкант с развевающимися на ветру волосами держал в руках, причём на манер гитары, классический инструмент – виолончель. Как выяснилось, столь динамичный образ известного виолончелиста и столь же «неконсерваторское» название события появились отнюдь не вследствие чьего-то недосмотра. Как поведало нам само «лицо» вечера – автор проекта Денис Шаповалов, дав столь «вольное» имя академическому концерту, он надеялся привлечь внимание новой, в первую очередь молодёжной, аудитории к классической музыке.
– Если благодаря этому рекламному ходу в зал впервые пришли хотя бы десять слушателей-неофитов, значит, задача выполнена, – полагает музыкант.
Шаповалов постарался сделать концерт максимально интересным для разной аудитории, составив программу из ярких произведений Гайдна, Сен-Санса и Бетховена – авторов совершенно разных эпох и стилей. К участию в концерте виолончелист пригласил талантливых молодых музыкантов: скрипачей Н. Саченко и Н. Борисоглебского, пианиста А. Вершинина, гобоиста А. Уткина и фаготиста
М. Шиленкова. Произведения классиков прозвучали в исполнении Московского симфонического оркестра под управлением темпераментного дирижёра А. Анисимова.
Все солисты проявили себя как чрезвычайно чуткие музыканты, умеющие бережно передавать свою музыкальную линию партнёру, ощущать и подчиняться единому замыслу дирижёра и композитора.
Открывал концерт редко исполняемый дуэт Сен-Санса «Муза и поэт» (Н. Борисоглебский, Д. Шаповалов), доверительный диалог страстной скрипки и томно-нежной виолончели с её бархатным голосом проникал в самые сокровенные уголки души. Изысканная трепетность музыки Сен-Санса, передающей духовное соприкосновение героев, поддерживалась звучанием оркестра, тонко следующим за солистами.
На первый взгляд резким контрастом зазвучала Кончертанта Гайдна для четырёх инструментов (Н. Борисоглебский, Д. Шаповалов, А. Уткин, М. Шиленков), наполненная мощной энергией и напором чувств. Это произведение интересно своими перекличками разных солирующих инструментов: мягкий и таинственный тембр фагота вступает в спор с дерзким ярким звучанием гобоя, броским и пронзительным восклицаниям скрипки вторит утаённо-страстная виолончель. Всё это не скрывает блестящей виртуозности музыкантов и чуткости дирижёра.
Концерт для трёх инструментов с оркестром Л. ван Бетховена (Н. Саченко, Д. Шаповалов, А. Вершинин) покорил публику всепобеждающей страстью, силой страданий, торжеством любви и глубокими размышлениями о сути человеческих отношений. Мощное звучание оркестра и солирующих инструментов то вступало в противоречие друг с другом, то сливалось в едином порыве. Как это и должно быть в творческом разговоре о «свойствах страсти».