Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 марта 2017 г.
  4. № 10 (6589) (15.03.2017)
Телеведение

Страсть предержащие

15 марта 2017
Марина Александрова в роли императрицы

Почему был всё же успешен взлёт Екатерины?


Соглашаясь со многими претензиями и возмущениями историков в связи с «фальсификацией» блистательного ХVIII века в сериале «Екатерина. Взлёт», попробуем разобраться в том, почему же он был с таким энтузиазмом принят зрителями «России 1», и воздать должное виновникам успеха. Редко, когда можно на нашем ТВ кого-то похвалить, и это приятнее, чем ругать.


Да, конечно, сейчас велик интерес к славным страницам родной истории и, конечно, к деяниям и личности Екатерины Великой, впервые возвестившей на весь мир, что Крым наш, как и многие земли на юге и западе нашей Родины. Что греха таить, есть интерес также к альковной жизни двора и к мужьям «русской Мессалины», среди которых были великие государственные мужи России. Сериал эти «нижние» потребности публики удовлетворил в первую очередь, уделив особенно много внимания проверке мужской состоятельности Григория Орлова и Павла Романова. В такое времечко мы живём, «России 1» приходится конкурировать с телепрограммами, идущими в те же часы на других каналах. Типа «Пусть говорят», четыре мерзейших выпуска которой Первый канал посвятил изнасилованию (или якобы изнасилованию) некой Дианы Шурыгиной. В предпраздничные мартовские дни эта особа по популярности, пожалуй, подвинула великую императрицу.

Но отметим хорошее, а всё плохое оставим на совести продюсеров, которым нужен рейтинг любой ценой: ведь это они заказывали «альковный» сценарий, не беспокоились об исторической достоверности, требовали, чтобы париков не было вообще, а постельных сцен было побольше, декольте – поглубже, чтобы при дворе говорили, как сейчас во дворе, а у Орловых непременно бы была модная ныне небритость.

Режиссёр Дмитрий Иосифов (о замечательно снятом им сериале «Уходящая натура» мы не раз писали) показал себя тонким мастером в раскрытии главных тем киноискусства – любви и страсти, тут же дело усложняется ещё и властью – страстью к власти. Артисты в этом сериале, как инструменты музыкального ансамбля, режиссёром очень хорошо настроены. Многими отмечена обворожительная Любава Грешнова, которая могла бы сыграть и Екатерину, внешне она подходит к царской роли больше Марины Александровой. Которая, в свою очередь, скорее более подходит для роли фрейлины, но здесь действительно дотянулась до державного масштаба образа матушки-государыни, хотя внешне ничего общего, в отличие от Грешновой, с известными изображениями императрицы не имеет. Но убедила – имеет по существу. Очень хорошая актриса.

Да и все исполнительницы здесь подобраны правильно и играют хорошо. Очень неожиданна в роли Салтычихи Александра Урсуляк – таинственна и страшна: стало понятно, откуда берётся русский бунт. Убедительна и отвратительна первая жена Павла Вильгельмина (Алина Томников), а вторая – София-Доротея (Мария Фёдоровна) в исполнении Татьяны Лялиной просто пронзила своей верной нежностью, и роль этой трогательной, любящей умницы была едва ли не доминирующей в финале сериала.

Короля играет свита. Здесь она очень эффективна. Замечательно проявили себя исполнители ролей главных сановников. В первую очередь отметим великолепно сыгравшего графа Панина Сергея Колтакова. Лукавый царедворец, вроде пробы ставить негде – подлец из подлецов, но, что придаёт образу теплоту и объём, он тоже любящий человек – на старости лет хочет жениться на юной Шереметевой и трогательно нежен с Алексеем (сыном Екатерины и Григория Орлова). Хороши и Игорь Скляр в роли мудрого, просвещённого Бецкого, и Михаил Горевой – верного служаки Шешковского. Очень мало сцен у Суворова (Игорь Балалаев), но и эта важная роль сыграна в высшей степени достойно.

Отдельно стоит отметить юного, но уже далеко не дебютанта Павла Табакова. Ему удалось передать гамлетовскую драму Павла Первого: сына, которого не любит властная мать, будущего императора, которого используют в своих интересах придворные интриганы.

Каков же итог? Он обнадёживающий: конечно, в России есть актёры и режиссёры, способные создавать фильмы, за которые не стыдно. В том числе и исторические, в том числе и для телевидения. Телепродюсеры должны искать, находить и продвигать таких творцов, и им надо больше доверять. А русская история чрезвычайно богата и драматическими событиями, и потрясающими судьбами.

В ближайших номерах «ЛГ» продолжит тему – предоставит слово
историкам, специалистам по эпохе Екатерины II


Тэги: Премьера
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Непокорённый

    21.05.2025
  • Побег от реальности

    16.05.2025
  • Письма Победы

    15.05.2025
  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS