Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июля 2025 г.
  4. № 29 (6993) (23.07.2025)
Телеведение

Страсти человеческие

В Иваново прошёл ХIX международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского

24 июля 2025
Кадр из фильма «Палата № 6»

Виктор Матизен

Фестиваль получил название четвёртого из семи полнометражных фильмов великого режиссёра. И в самом деле, что такое кино, как не зеркало нашего внешнего и внутреннего мира, отражающее и передающее чувства, мысли и действия представителей рода хомо сапиенс, персонажей и авторов? Такова и нынешняя конкурсная программа фестиваля (программный директор – киновед Сергей Лаврентьев), лучшие картины которой полны переживаниями людей из разных стран мира.

Вот награждённый призом за режиссуру фильм Богдана Мурешану «Новый год, который так и не наступил»: несколько переплетённых сюжетов, разворачивающихся в последние дни режима Чаушеску. В одном – режиссёр снятого новогоднего ролика вынужден переделывать приветствие диктатору, исполнительница которого, покинувшая Румынию, стала нежелательной в кино и на ТВ персоной. В другом – двое парней, бегущие через границу, попадают в лапы госбезопасности. В третьем – рабочий, узнавший, что его маленький сын в отправленном письме попросил Деда Мороза исполнить отцовское желание смерти правителя, мечется в панике. Словом, страна объята страхом, перемешанным с надеждой на освобождение от опостылевшей и ненавистной власти, и это растущее напряжение передаётся зрителям, разрешаясь торжествующей барабанной дробью равелевского болеро.

А вот получивший специальный приз жюри «Сантош» Сандхии Сури, где две индийки, пожилая и молодая, расследуют убийство девушки, подозрение в котором падает на её парня, и в процессе дознания вскрывается система неправосудия, построенная на классовом, точнее кастовом, неравенстве и физическом выбивании непроверяемых признаний. При этом зрителей оставляют без хеппи-энда, непременного для очень популярного в Советском Союзе староиндийского кино: младшая следовательница увольняется из полиции, осознав, что установленная правда никому не нужна.

Или взять картину Вука Ршумовича «Между богами», в которой прибывшая в Белград афганская беженка, пытаясь похоронить утонувшего брата, сталкивается с бюрократической системой и собственным отцом, оставшимся в Афганистане и требующим, чтобы его сына погребли в родной земле. Очевидно, что эта фабула тесно связана с мифом об Антигоне, но неясно, что послужило для постановщика исходной точкой – литературно-мифическая или реальная история. Интересно и другое – мотив бунта и внутреннего освобождения женщины, воспитанной в традиции мужского превосходства и беспрекословного подчинения старшим. Жаль только, что благостный финал несколько ослабил впечатление от увиденного.

Этими тремя работами исчерпывается наличествующая в конкурсе социальная тематика – прочие фильмы отражали сугубо частную и лишённую подлинного драматизма жизнь, не вызывающую сильных эмоций. В их ряду – набравшие наибольший балл в зрительском голосовании «Письма о любви» и удостоенная главного приза жюри лента известного южнокорейского режиссёра Хон Сан-су «Что эта природа говорит тебе». Хотя на вопрос автора сих строк: «Что сказал лично вам этот фильм?» – внятный ответ не дал никто.

Стоит также упомянуть две конкурсные российские картины – «Палату № 6» Эдуарда Жолнина и «Границу» Дмитрия Давыдова. Первая, снятая по повести Чехова, переносит её действие в неопределённое время и рассказывает о психиатре, попавшем под влияние пациента-шизофреника и запертого главврачом в ту же палату. Фильм сделан талантливо, но избегает актуальных коннотаций, в том числе связанных с крылатой фразой Лескова, приписанной Ленину: «Вся Россия – палата номер шесть». Вторая же представляет собой хоррор, способный напугать простодушную часть публики и вызвать стёб у продвинутой. То и другое совсем не плохо.

Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Господин Сухов в телешоу

    25.07.2025
  • Дежавю на Арбате и в Жупе

    23.07.2025
  • Самый, самый, самый

    19.07.2025
  • Авангард и авангардность

    17.07.2025
  • Чужие деньги в своих карманах

    16.07.2025
  • В нужное время в нужном месте

    1227 голосов
  • Зачем и кому это нужно?

    248 голосов
  • Голос Губенко

    225 голосов
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Презентация Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS