Программа документального кино «Свободная мысль» была показана на ММКФ уже во второй раз. И хотя, на наш взгляд, сейчас она выдалась менее интересной, чем в прошлом году, о картинах, её составлявших, имеет смысл поговорить несколько подробнее. Ну хотя бы даже по той простой причине, что ввиду обилия куда более привлекательных для фестивальной публики художественных лент «Свободная мысль» осталась несколько «за кадром» внимания.
Кураторы-составители Сергей Мирошниченко и Григорий Либергал, как было заявлено в их обращении к зрителям, отбирали картины (среди авторов которых вновь немало обладателей «Оскара», «Эмми» и многих других престижных наград), показывающие прежде всего «Человека в момент выбора». А надо ли говорить, что выбор у жителей планеты Земля сегодня обширен, как никогда. Но главным остаётся выбор между жизнью и смертью – на войне, при исполнении служебных обязанностей, в недрах мегаполиса…
Мы пока ещё не очень привыкли к бессюжетному документальному кино, которое длится по 2–3 часа и где камера в режиме онлайн дотошно фиксирует, казалось бы, совсем незначительные события из жизни героев, записывает не самые глубокие, а порой, надо сказать честно, довольно нудноватые его мысли. Нам привычнее хроникальные «документы времени», в которых есть завязка, кульминация и развязка, события наслаиваются одно на другое, всё происходит быстро-быстро и лучше под бравурную музыку. А вот подолгу смотреть, как тушат лесной пожар, вытаскивают крупный улов («4 стихии», Иска Рикельс, Нидерланды), спасают раненых («Багдад. Скорая помощь», Джон Альперт, США) или несут свой крест в монастыре («Великое Молчание», Филипп Грёнинг, Франция, Швейцария, Германия), для нас несколько странное занятие. Но в процессе длительного этого смотрения, своего рода медитации, ты вдруг ловишь себя на мысли, что тебе интересно обитать в этом месте на земле, которое тебе показывают. И ты никогда не забудешь, например, церемонию «обнимания», когда братия монастыря принимает в свои ряды нового чернокожего послушника. На протяжении фильма меняются времена года, а камера монотонно и уныло следует по коридорам монастыря за его обитателями. И в этой унылости и монотонности вдруг обретаешь свой ритм и свой воздух, Великое Молчание тихо касается и твоей души. И ты не просто созерцаешь. Ты думаешь. А значит, активно трудишься. Думаю, к этому и стремился режиссёр, живя полгода в монастыре и снимая его повседневность. В фильме же Джона Альперта даже зрителей, что называется, видавших виды, поразил объём той заложенной в нём жёсткой информации, которая выплёскивается с экрана. На войне как на войне. Кровь, смерть, ампутация, и человек словно рядом с хирургами, словно он подаёт им необходимый инструмент.
По традиции не обошлось без столь любимой документалистами детской темы, которой были посвящены фильмы «Мы вместе» Пола Тейлора (Англия) и «Кровь района Инчжоу» Руби Янг и Томаса Леннона (Китай). Насколько трагичен второй – о ВИЧ-инфицированных детях, настолько оптимистичен первый – о тех, кто поёт и в песне умеет черпать силы для жизни. «Мы вместе» – поют они, дети, пережившие потерю близких, и достигают не только душевного успокоения, но и профессиональных успехов – попадают на концерты в Лондон. Фильм ненавязчив, оптимистичен, трогателен и рождает желание сочувствовать, помочь... Наверное, неслучайно президент ММКФ Никита Михалков оказал героям этой картины материальную помощь. Перед показом Сергей Мирошниченко продемонстрировал зрителям выписанный чек.
К сожалению, в программе вновь не было ни одного российского фильма. В роли «наших» выступили картины Сергея Буковского «Назови своё имя по буквам» – о холокосте на Украине и «История людей на войне и в мире» Вардана Ованесяна (Армения) – о карабахских событиях. Но зато в рамках другой программы прошёл фильм Сергея Мирошниченко «21. Рождённые в СССР» (в эти же дни картину показали на канале «Россия»). Это кинопортреты людей во времени – в 7 лет, 14 и 21 год. Герои родом из СССР, а сейчас живут в разных странах мира. Ни один из молодых людей не отзывается дурно о рухнувшей империи. Наоборот – в их словах о родине звучат гордость и вера в будущее величие её. Интересно, что и «Свободная мысль» показала идентичный фильм Майкла Эптида «49 лет» (Великобритания). Он был запущен раньше, его героям уже по 49. В сравнении с фильмом Мирошниченко картина несколько монотонна. Хорошо бы и нашим «21-летним» не стать такими – проект задумано продолжать до 70-летия героев.
Не обошлось в нынешней «Свободной мысли» без лент случайных. Формально снятыми, без откровения, оказались, как ни странно, картины о деятелях культуры – «Красный Элвис» Леопольда Грюна (Германия) о Дине Риде и «Вы играете сегодня ?» Торбета Скёдта Йенсена (Швеция) об актёре Эрланде Йозефсоне. А фильм «Мост» Эрика Стила (США) вызвал у многих резкий протест. Посвящён он шедевру инженерной мысли – мосту «Золотые ворота». Этот символ Сан-Франциско известен не только своей красотой, но и тем, что на нём сводят счёты с жизнью десятки людей. Режиссёр и его команда с камерами провели на мосту почти весь 2004 год. На протяжении светового дня фиксировали жизнь на мосту и – самоубийства людей. С деликатно-приличного расстояния теперь и мы можем понаблюдать, как вели себя в последние минуты перед смертью эти несчастные. Курили, оглядывались кругом. Смотрели на небо и на воду, заглядывая за перила. И наконец прыгали… Большего цинизма представить себе не могу, что бы там ни писали в аннотациях. Если фильм о Багдаде – классический документ времени о войне американцев в Ираке, то «Мост» – документ души автора. И тут ничего не прибавить.
Пожелание организаторам «Свободной мысли» одно – пусть она воспарит наконец над просторами России. И покажет нам трёхчасовые картины о Валааме, Оптиной пустыни, Дивееве. О стариках и старухах российской деревни. Об озере Байкал. Для начала. И программа приобретёт законченность. Пока в ней зияет провал. А у «Свободной мысли» и впрямь, правы её создатели, есть шанс стать самой интересной программой ММКФ.