Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Страсти по Саше

01 января 2007

СОРОКОВИНЫ

11 марта 40 дней со дня ухода из земной жизни художественного руководителя Тульского академического театра драмы народного артиста России Александра Иосифовича Попова. Саши Попова… Помянем его. По христианским правилам только на сороковой день отлетает от живых душа умершего. Может быть, ты ещё меня слышишь, Саша? Я так много не успела тебе сказать при жизни, даже в силу проклятой своей профессии театрального критика порой не могла не доставлять тебе огорчений, когда анализировала, искала смыслы и недостатки в твоих спектаклях. А их ты успел поставить более сотни в разных театрах.

Вот сейчас многие не успеют «вылупиться» из гнезда, как уже – звезда. Ты же, мальчик, выросший в семье режиссёра и актрисы, всю жизнь искал совершенства, никогда ни на кого не сетовал, только на себя. Верх скромности, преданности делу, достоинства. А ведь первый отечественный мюзикл «Тимур против Квакина» ещё в далёкие 70-е прошлого столетия на сцене Красноярского ТЮЗа сделал именно ты, начинающий режиссёр.

Твои спектакли не забываются: и «Лес» в Туле, и «Гарольд и Мод» в Самаре, и «Волки и овцы» в Ярославле, и обе «Власти тьмы» в Красноярске и Туле. Ты не раз ставил свои любимые пьесы. Возвращался к ним: «Ромео и Джульетта», к примеру, были разными и в Красноярске, и в Вологде, и в Туле. И каждый спектакль был по-своему замечательным. Островский и Шекспир были твоими любимыми драматургами. Но ты и современную пьесу умел сделать волнующей, исповедальной. Личной. Когда помогал, открывал новые пьесы молодых драматургов Л. Озолина, Л. Проталина, А. Кутерницкого, В. Доценко, В. Коркия, когда по-своему ставил уже известную пьесу другого мастера – Ю. Полякова «Одноклассники». В твоих спектаклях играли подлинные звёзды русской сцены. Самарская В. Ершова, ярославские, «волковские» Н. Терентьева с В. Солоповым, тульский М. Матвеев, другие артисты – с тобой переживали они свой «звёздный час» и создавали выдающиеся роли.

Как всякий художник, посвятивший себя провинции, ты стоял на непрерывном конвейере, из года в год, изо дня в день репетировал, выпускал спектакли, работал, готовил себе смену, сделал три выпуска Ярославского театрального института, и 12 твоих учеников, артистов будут продолжать тебя в театре. Великий труженик!

Ты был одним из последних режиссёров – художественных руководителей, которые умели брать на себя полноту ответственности за театр. В провинции в одночасье, подряд ушло целое поколение самоотверженных талантливых строителей театра. А. Иванов, В. Пахомов, Р. Соколов, В. Черменёв, В. Бухарин, Г. Дроздов, М. Морейдо – почти никто не дожил до 70... Эта профессия оказалась среди первых «смертников».

Ты, наверное, был (был!) счастливым художником… но художник счастливым не бывает… Один из твоих последних спектаклей – «Страсти по Никите», так ты назвал тульскую «Власть тьмы», сейчас я это понимаю, был твоей исповедью, твоим причастием и покаянием. Спектакли большого художника – всегда личные. А тебе было что сказать зрителям. За почти полвека твоей жизни и работы в театре.

Ты бы, Саша, конечно, засмеялся, скажи тебе в лицо, что ты красив. Но ведь ты на самом деле был всегда красив, элегантен, носил белый цвет, который любил, тебя не могли не любить женщины. Но ты-то был однолюбом и в профессии, и в личной жизни. К досаде многих, ты как выбрал однажды ещё в студенчестве жену Иру, так и был с ней, с дочкой Машей и сестрой Леной всегда замечательной семьёй. Мои глубокие соболезнования и земной поклон им.

Александр Иосифович мечтал сыграть золотую свадьбу, четыре года не дожил… А сколько ещё спектаклей не успел он поставить?! Его не стало на 67-м году жизни – это несправедливо рано.

Мы тебя любим и не можем не помнить, Саша. Пусть тебе Там будет лучше, чем здесь.

Анна КУЗНЕЦОВА

Обсудить в группе Telegram

Анна Кузнецова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS