11 марта 40 дней со дня ухода из земной жизни художественного руководителя Тульского академического театра драмы народного артиста России Александра Иосифовича Попова. Саши Попова… Помянем его. По христианским правилам только на сороковой день отлетает от живых душа умершего. Может быть, ты ещё меня слышишь, Саша? Я так много не успела тебе сказать при жизни, даже в силу проклятой своей профессии театрального критика порой не могла не доставлять тебе огорчений, когда анализировала, искала смыслы и недостатки в твоих спектаклях. А их ты успел поставить более сотни в разных театрах.
Вот сейчас многие не успеют «вылупиться» из гнезда, как уже – звезда. Ты же, мальчик, выросший в семье режиссёра и актрисы, всю жизнь искал совершенства, никогда ни на кого не сетовал, только на себя. Верх скромности, преданности делу, достоинства. А ведь первый отечественный мюзикл «Тимур против Квакина» ещё в далёкие 70-е прошлого столетия на сцене Красноярского ТЮЗа сделал именно ты, начинающий режиссёр.
Твои спектакли не забываются: и «Лес» в Туле, и «Гарольд и Мод» в Самаре, и «Волки и овцы» в Ярославле, и обе «Власти тьмы» в Красноярске и Туле. Ты не раз ставил свои любимые пьесы. Возвращался к ним: «Ромео и Джульетта», к примеру, были разными и в Красноярске, и в Вологде, и в Туле. И каждый спектакль был по-своему замечательным. Островский и Шекспир были твоими любимыми драматургами. Но ты и современную пьесу умел сделать волнующей, исповедальной. Личной. Когда помогал, открывал новые пьесы молодых драматургов Л. Озолина, Л. Проталина, А. Кутерницкого, В. Доценко, В. Коркия, когда по-своему ставил уже известную пьесу другого мастера – Ю. Полякова «Одноклассники». В твоих спектаклях играли подлинные звёзды русской сцены. Самарская В. Ершова, ярославские, «волковские» Н. Терентьева с В. Солоповым, тульский М. Матвеев, другие артисты – с тобой переживали они свой «звёздный час» и создавали выдающиеся роли.
Как всякий художник, посвятивший себя провинции, ты стоял на непрерывном конвейере, из года в год, изо дня в день репетировал, выпускал спектакли, работал, готовил себе смену, сделал три выпуска Ярославского театрального института, и 12 твоих учеников, артистов будут продолжать тебя в театре. Великий труженик!
Ты был одним из последних режиссёров – художественных руководителей, которые умели брать на себя полноту ответственности за театр. В провинции в одночасье, подряд ушло целое поколение самоотверженных талантливых строителей театра. А. Иванов, В. Пахомов, Р. Соколов, В. Черменёв, В. Бухарин, Г. Дроздов, М. Морейдо – почти никто не дожил до 70... Эта профессия оказалась среди первых «смертников».
Ты, наверное, был (был!) счастливым художником… но художник счастливым не бывает… Один из твоих последних спектаклей – «Страсти по Никите», так ты назвал тульскую «Власть тьмы», сейчас я это понимаю, был твоей исповедью, твоим причастием и покаянием. Спектакли большого художника – всегда личные. А тебе было что сказать зрителям. За почти полвека твоей жизни и работы в театре.
Ты бы, Саша, конечно, засмеялся, скажи тебе в лицо, что ты красив. Но ведь ты на самом деле был всегда красив, элегантен, носил белый цвет, который любил, тебя не могли не любить женщины. Но ты-то был однолюбом и в профессии, и в личной жизни. К досаде многих, ты как выбрал однажды ещё в студенчестве жену Иру, так и был с ней, с дочкой Машей и сестрой Леной всегда замечательной семьёй. Мои глубокие соболезнования и земной поклон им.
Александр Иосифович мечтал сыграть золотую свадьбу, четыре года не дожил… А сколько ещё спектаклей не успел он поставить?! Его не стало на 67-м году жизни – это несправедливо рано.
Мы тебя любим и не можем не помнить, Саша. Пусть тебе Там будет лучше, чем здесь.