Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Стрелы огненные

01 января 2007

ПРОЗА МОЛДАВИИ

Михаил ПОТОРАК

Окончил факультет журналистики Кишинёвского университета, учился и играл в театре-студии. Работает директором музея, руководит детским театральным коллективом. Публиковался в журнале «Русское поле», в региональных журналах, сборниках короткой прозы независимого литературного фонда «Белый арап». Член АРП РМ. Живёт в селе Иванча.

Вляпался я совершенно случайно. Сам по себе я б никогда не влюбился, поскольку дело это глупое и постыдное. А влюбился я за компанию.

Олег и Ярошка были не младше меня, но в школу пошли на год позже, и в ту осень они умели писать ещё только печатными буквами, а я уже письменными, потому что был во втором. Лариса училась в четвёртом, и писать ей записки печатными буквами было неприлично. Поэтому парни и задействовали меня.

– Только ты красиво пиши!

– А чё писать?

– Пиши: «Лариса, ты очень хорошая девочка!»

– Олега, стой! А если она его по почерку узнает?

– Ой, бли-ин!!!

РИА «Новости»Не думаю, чтоб Лариса могла где-либо видеть мой почерк. Это был совсем новый, только что появившийся почерк – очень, очень корявый. Очень. Должен признаться, что с возрастом он красивее не стал. Ну да неважно. Важно, что в принципе по почерку можно узнать автора. А в любви чрезвычайно важна конспирация. Интимность, иносказание, анонимность, тайна…

– Бери другой лист. Пиши печатными.

До сих пор не понимаю логики своего тогдашнего поступка. Ведь печатными они и сами могли! Но никому из нас это в голову не пришло – яд любовного безумия уже проник в наши души. Да, проник!

«Лариса, ты очень хорошая. Ты умная, красивая, хорошо учишься. Ты нам нравишься».

Подписи под тайными любовными посланиями – это отдельное искусство. Они должны быть изысканы и замысловаты. Любой намёк на личность подписателя должен быть исключён категорически! Так что мы скопировали автограф Марии Антоновны из моего дневника. В трёх экземплярах. Но каждый подрисовал к своему экземпляру индивидуальные завитушки. Я, кстати, изначально подписываться не собирался. В Ларису я влюблён не был, скорее, немножко наоборот, потому что как-то подрался с её младшим братом…

Но обидно же было отдать за просто так плоды трудов своих другим! Я писал, помогал сочинить, образец подписи – из моего дневника. Так что не фиг пацанам одним подписываться, делиться надо. Вот из этих соображений подписался и я. Ну и за компанию, конечно.

И всё… Назад пути не было. Моё участие в этом позорище было закреплено документально. И оставалось лишь пуститься во все тяжкие. Например, стоять на шухере у раздевалки, пока Ярошка подкладывает письмо в Ларисин капюшон. Никто из нас не был уверен, что это именно её куртка… Но это неважно, неважно – это детали… Далее ухаживания обретали всё более нехороший характер, как то: стучание ногою в дверь четвёртого класса во время урока и последующее убегание; дарение этому козлу, Ларисиному брату, пластмассовых солдатиков; написание слова «Лариса» красною пастою на подоконнике.

Эх… «Ибо сильна, как смерть, любовь, и стрелы её – стрелы огненные…»

Кульминацией стало целование Ларисиной фотографии на Доске почёта…

Это воспоминание терзает меня всю мою жизнь.

Доска висела высоко, с пола губами не дотянешься, поэтому один становился на четвереньки, а двое других по очереди залезали к нему на спину и целовали вожделенный образ.

Мне выпало целовать последнему, а стоять – на Ярошке. Фотография была липкая и пахла пирожком с повидлом. Это был запах греха и отчаяния, запах сумасшедшей надежды и осознания тщеты…

– И-и-иросла-ав!!!! Ты чего там творишь опять???

Сердце моё оборвалось и упало куда-то в живот, чвякнув, как маринованный помидор. Это была Ярошкина бабушка. Ежедневно она приходила забирать внука из школы и конвоировала домой. И правильно делала вообще-то. Ярошка и сам это признавал: «А иначе меня хрен загонишь до вечера!»

Но как же не вовремя явилась она сейчас! О как не вовремя! Хотя это с какой стороны посмотреть. Со своей стороны бабка видела внука, стоящего на полу на карачках. Морда у внука была красна от натуги. А спину его попирал – в буквальном смысле – ногами какой-то жлоб. То есть я. Грязными кедами топча почти совсем новый пиджак.

– А ну слезай, сволочь!!!

Я не думал, что могу так быстро передвигаться на практически ватных ногах. Это был даже не совсем бег – больше похоже на телепортацию.

Олега убежал, конечно, сразу и сныкался на нашем месте – за котельной, на куче шлака. Я сел рядом и какое-то время просто дышал, потом прислушивался к удаляющимся воплям Ярошкиного семейства. Потом Олежка тихонько запел, а я стал ему подпевать. Если чему и дано исцелить незримые страдания духа, так это музыке.

Мы пели нашу любимую:

– Сидели мы у речки, у Вонючки,
Сидели мы в двенадцатом часу.
Ты улыбнулась мне
Своей корявой рожей
И чем-то ковырялася в носу…

Обсудить в группе Telegram

Михаил Поторак

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS