Виктору Алексеевичу Пронину исполнилось 70 лет. Возраст, вызывающий уважение, как и перечень написанных им романов, повестей, рассказов. Многие из них стали бестселлерами – книжный сериал «Банда», роман «Гражданин начальник», а по роману «Будет немножко больно (Женщина по средам)» Станислав Говорухин поставил популярный фильм «Ворошиловский стрелок».
– Виктор Алексеевич, вопрос, может быть, и парадоксальный: как вы относитесь к современной детективной прозе?
– Её попросту нет. Есть хорошая проза и плохая. Я ни на кого не качу бочку. Безусловно, существуют Маринина, Донцова и другие, востребованные миллионами читателей. Я тоже имею своего читателя, в количестве, может быть, поскромнее, чем у этих дам, но своего. Это состоявшийся литературный факт. Я работаю в другом жанре: не детективы пишу, а психологическую прозу, во всяком случае, мне так кажется. У меня такое ощущение, что у нас с издателем преступный сговор. Я называю свою вещь детективом, издатель оформляет обложку кровавыми картинками, а читатель получает мою продукцию. В последнее время в наш преступный сговор подключился читатель, и он, увидев книгу, на обложке которой написано ПРОНИН, охотно её покупает.
– Но проходят годы. Появляется новый читатель, который не состоит в вашем сговоре, а проглатывает приманку…
– У меня есть роман, который называется: «Падай, ты убит!» Печаль моя и моего романа в том, что он попадает не в те руки. Его покупают люди, жаждущие детектива, криминальных разборок. А на самом деле – это трепетный автобиографический роман, который не имеет ничего общего с детективом. Это наши детские игры на Украине, в кукурузных зарослях, когда мы играли в войну после войны, я выстрелил, кричу «Падай, ты убит!». Издатели его подали как крутой детектив.
– Но вы же сами в этом виноваты и, конечно, издательство.
– Да, я виноват. Но тогда были 90-е годы. А у меня три дочки. Простите, пожалуйста, они хотят сапожки, хотят джинсы, они, попросту говоря, кушать хотят. И что, я должен был тогда писать высокую прозу? Да, я могу писать высокую прозу. Я в ней отметился. Есть Бунин, Чехов, Казаков, есть Трифонов, Маканин. Меня с ними сравнивать не надо, по какому ранжиру я стою – разберутся без меня. Чехов, кстати, построил в Ялте дом для больных туберкулёзом. А вот чтобы купить колготки для девочек, надо писать детективы. Я так подумал: живые люди дороже высокой прозы. Все мои родные и близкие выжили, слава тебе, господи! Я это сделал и ни о чём не жалею.
– Ваши романы и повести переполнены кровью, убийствами. Понятно, что это – отражение реальных явлений жизни общества в определённый период. И всё же...
– Вот романы: «Банда», «Банда-1», «Банда-2», «Банда-3»… Первый из них вышел и тут же побил рекорды по тиражам, его родное название (открываю тайну) звучит так: «Не утонет в речке мяч». А подзаголовок – «Повесть о первой любви». Ребята, не заблуждайтесь, – это действительно повесть о первой любви! И вдруг бешеный всплеск популярности. Однако на седьмой «Банде» я сказал себе: «Всё, конец!» Я своим героям сделал подарки, которые не могут сделать короли. В первой «Банде» оживил любимую девушку, а любимому своему герою Холондовскому подарил гастроном возле вокзала, о котором он даже и мечтать не смел. И – завязал с «Бандой». Однажды я оказался в Великом Устюге, там меня познакомили с человеком, который собрал все мои книги, даже те, которых нет у меня. Есть в моём читательском круге люди особого рода: они покупают книгу и заранее знают, какой этот детектив. Этим отношением я дорожу, этим живу. Дай бог моим читателям здоровья!
– В ваших книгах «сквозная тема» – народные мстители. Не противоречит ли это заповедям Христовым, в частности той, где говорится о непротивлении злу насилием. Мстить-то, Виктор Алексеевич, грех…
– У меня есть роман «Женщина по средам», по нему сняли фильм под названием «Ворошиловский стрелок». А теперь давайте определимся с Михаилом Ульяновым, который сыграл главную роль персонального пенсионера Ивана Фёдоровича. Он отстреливает некие жизненно важные органы у насильников, безо всяких нравственных колебаний. Только месть! Ведь что происходит? Стрелял не Ульянов, а его герои, которых он играл: маршал Жуков из «Освобождения», председатель колхоза из «Председателя», метростроевец из «Добровольцев». Эта «месть» в отстаивании справедливости у нас, русских, в крови. Почему сейчас «Ворошиловского стрелка» показывают каждую неделю во многих странах от Израиля до Австралии? А потому, что за моим стрелком стоят люди, подсознательно чувствующие правоту мести, когда закон не в силах защитить беззащитного человека. А раз так, то и вступает в силу библейский принцип «око за око».
– Виктор Алексеевич, в юбилейные дни вы, наверное, думаете о чём-то сокровенном?
– О долге перед моими родителями. Они были невероятно красивые люди. У них была удивительная свадьба. Они расписались и пошли домой, купили арбуз и дома съели его. Вот и вся свадьба! А потом родился Витя Пронин.
Беседу вёл