Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Стреляющие пальцы

01 января 2007

 КНИЖНЫЙ РЯД

Владимир Соловьёв. Мы и они. Краткий курс выживания в России. – М.: Эксмо, 2007. – 317 с., 15 л. фото. – Тираж 50 100 экз. 

Известному телеведущему, несомненно, тесно в рамках политического шоу, в нём бурлит темперамент народного трибуна, драматического актёра и партийного работника. Владимир Соловьёв выпустил новую «странную» книгу, которая, как сказано в предисловии, «не создавалась в традиционном писательском одиночестве», а «выросла из многочасовых бесед». Мне кажется, в аудиоварианте эта книга более бы соответствовала замыслу автора, но и в печатном виде она интересна. В той же степени, в какой интересен сам Владимир Соловьёв, человек неравнодушный, амбициозный, много знающий, много понимающий о мире (и «об себе»). Это сплав воспоминаний и публицистики, разоблачений и нравоучений, проповеди и исповеди. Но проповеди всё-таки больше, чем исповеди. Автор многих ругает – по мере чтения всё более хочется, чтобы ругал он не только других, но и себя, – а «припечатывает» Соловьёв Буша, Ксению Собчак, «демшизу», «наших», не «наших», политкорректность, Волошина, «так называемую оппозицию», восхищается Германом Грефом, ставя его в один ряд со Столыпиным…
Интересно рассказано о партийном строительстве, которым, как выяснилось, Владимир Соловьёв серьёзно занимался лично и на своём горьком опыте убедился, что какую бы суперлиберальную «партию ни начнёшь создавать, всё рано получается КПСС». Кстати, кадровую политику КПСС он неожиданно похвалил – при коммунистах некомпетентный человек не мог попасть на высокий государственный пост, как это часто бывает сейчас. Справедлив также его афоризм по поводу незамедлительного введения демократии в России: если трёхлетнего ребёнка перед сном долго бить, то наутро он всё равно не проснётся семилетним.
Любопытны и даже скандальны вошедшие в книгу отрывки из бесед Соловьёва с известными людьми, одну из них, самую нескандальную, хочется привести. С Шевчуком.
– Как тебе удаётся писать настолько пронзительные песни?
– Знаешь, надо просто каждое утро мозоль с души срезать.
Мозоль со своей души Соловьёв беспощадно срезает, режет правду-матку, его горячность подкупает, а «указующий перст» и безапелляционность смущают. Вдруг он заговорил о театре: «есть система Станиславского, есть система Чехова… сто лет конкуренции… какие имена, что с одной стороны, что с другой стороны». В данном случае автор ведёт речь о том, чего не знает. Никакой «конкуренции», да ещё в мировом масштабе между системой Станиславского и «системой» его ученика Михаила Чехова нет и не было – как театральный педагог Чехов был блестящим продолжателем дела своего учителя. Непонятны также выпады Соловьёва против русской философии. То, что он знает только Бердяева, Соловьёва и Ильина, не значит, что никаких философских школ в России нет и не было. С другой стороны, в книге, к сожалению, мало рассказано о том, о чём автор наверняка знает очень много, – о телевидении.
«Краткий курс» Соловьёва завершает Катехизис деловой добродетели, одновременно напоминающий популярные брошюрки типа: «Сто советов тем, кто хочет преуспеть в жизни» и наставления Козьмы Пруткова. С удовольствием приведём те из них, которые хороши и справедливы: «Повышай зарплату тем, кто работает много, умно и печётся за дело» («Деньги от Соловьёва»); «Хвали подчинённых сразу, не мешкая ни секунды, но если хочешь отчитать – выдержи паузу («Руководство от Соловьёва»); «Аристократизм – сплав внутренней свободы с чувством глубочайшей ответственности перед Богом за дарованные им способности, беспощадности к собственным недостаткам и стремлению максимально реализовать себя, не оскорбляя и не переступая через трупы окружающих» («Социология от Соловьёва»).
А вот некоторые, по глубокомыслию почти прутковские, свидетельствуют о, надеюсь, временной потере автором самоиронии: «Избегай экспериментов с едой во время рабочего дня… Еда не должна также оставлять тяжесть в желудке, запах изо рта, бурление в животе, тиснение в кишечнике…» («Еда от Соловьёва»); «Лёгкий флирт может помочь в отношениях, но никогда не переходи границу» («Женщины от Соловьёва»).
В книге, конечно, много фотографий, где Соловьёв запечатлён с героями своих передач и соло. К ним – забавные подписи. Одна, например, остроумно комментирует фото яростно жестикулирующих Проханова и Жириновского – «Хорошо, что пальцы не стреляют». Действительно, хорошо. А хорошо ли, что Владимир Соловьёв написал ещё одну книгу? Думаю, что юных поклонников популярного телеведущего дурному она не научит, а те, кто Соловьёва не любит, тратить триста рублей на её покупку, конечно, не станут. 

Алексей СОРОКИН


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS