Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Стремим мы полёт наших птиц...

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

«Авиация в лицах» на площадках Нового Манежа – иконография технологической империи

Олег Закоморный и Валерия Чкалова, дочь легендарного лётчика ; фото:  Андрей КОЛПАКОВГений нации воплощается в государстве. Предельным воплощением последнего является империя. Империя живёт не только силой, но и культурой и традицией. Традиция крепка церемониалом. Церемонии укоренены в регулярности, и когда идеология вырождается в череду «непериодических быстропротекающих процессов», то разрушается тот фундамент, на котором строит свою жизнь в истории народ. 

Лет десять назад мне довелось побывать на юбилее физико-технического факультета одного из политехнических вузов России. «Этот человек строил все атомные подводные лодки страны в Северодвинске», – представляли мне мужчину с орденом, который я до того не видел. «А эта женщина...», но «эта женщина» перебивала: «...в совершенно другом городе ремонтировала все подводные лодки, которые в Северодвинске строил этот мужчина». 

Так я познакомился с людьми, памятников которым больше всего на планете, и узнал, каков он – Неизвестный солдат. 

Он оказался не бронзовым, но стальным. Первый тост воин поднял за Министерство среднего машиностроения и лично за товарища Берию. Водка моментально превратилась в священный напиток – наркомовские сто грамм. Выпускники и гости причастились истории. 

Недавно чувство сопричастности героям я испытал вновь: в Новом Манеже на вернисаже выставки «Авиация в лицах» собрались люди, даже видеть которых – великая честь. Воплощённая и персонифицированная Страна Советов. Прославленная лётчица Марина Попович. Сын Анастаса Микояна. Дочь Валерия Чкалова. Среди них незримо возвышались души тех, кто шёл «выше». Будь то отметка над уровнем моря, будь то широтная координата. 

Искусство, соразмерное гигантам, оказалось большим не площадью листов, полотен, объёмом бюстов. Большим его сделало присутствие стиля. 

Первый зал. Олег Закоморный. Скульптор и график, живущий в мире ремесла, стремящегося к совершенству. Реалистические портреты учёных и космонавтов, лётчиков и стендовых испытателей пределов человеческих возможностей оказались выполнены в той манере, что идеально отражает суть эпохи. Точность линий, аскетизм выразительных средств – вот то немногое, что оказалось достаточным для воплощения иконостаса времени побед, эры героев. 

Суровая мужественность лиц, настоящая солдатская красота как рядовых, так и командиров, – вот что делает произведения Закоморного историческими. Олегу удалось в своих работах совместить с индивидуальным миром модели типические черты суровых созидателей имперской мощи. Которые даются не рождением, а даром свыше и упорнейшим трудом на грани самоотречения. 

Святые ордена небесных стражей – от Королёва, Келдыша, Курчатова до Миля, Камова, Сикорского, Гагарина, Титова, Гридунова, ни разу не поднявшегося к небу, но испытавшего все трудности космических одиссей на земле, – вот персонажи выставки. Решённой Закоморным в предельной экономной технологичности. Наполненной теплом соучастия другим участником проекта – Марком Гинзбургом. 

Народная икона – так хочется сказать о живописи Гинзбурга. Марк Викторович, авиатор по образованию, знает тех, чьи лики пишет, не понаслышке. Дистанция между мастером и моделью сокращена до минимума. В облике друзей художник выявляет то, что ускользает от потомков. Что, не лишая героев универсальности, делает их национальными. 

Высокое предназначение выставки не переоценишь.
Но кратковременность её – всего три дня – укор нынешним сумеркам.
На акциях, подобных «Авиации», должно учиться поколение победителей. Когда такая выставка не востребована ТВ и прессой, не стоит говорить о воспитании народа-войска, дерзающего невозможное, стремящегося к несбыточному. Испытующего небо, но и смиренно склоняющегося перед его неохватностью. 

Герои не нужны России? Достойно ли наследнице Союза замыкаться на поверхности Земли? Вода и суша не бескрайни. Небо беспредельно. Лётчики, выше! Не дайте себя уничтожить: вы – участники процесса, который не остановить. Ибо он из ряда мифологий, его питает религиозный мистицизм. Он – одна из мистерий технологической империи: пламенный мотор среди вечного льда. Откуда и начинается путь к центру Земли – строго вертикально вверх. 

А потому, что бы ни происходило в условиях безвременья, стремление к нордическому раю по-прежнему лучше всего выражается словами поэта-метафизика Евгения Головина: «На Север, на Север, на Север / Неистово рвётся пропеллер». 

Валерий Чкалов, достигши полюса, передаёт штурвал Гагарину. Вне времени, то есть всегда.
Кто следующий? 

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Не прожить без прибаутки»

    09.05.2025
  • Этот День Победы

    08.05.2025
  • Первое письмо с фронта

    07.05.2025
  • Флоры, фауны гроза

    03.05.2025
  • Высокая кухня

    02.05.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS