Его имя стало легендарным ещё при жизни. В 37 лет он был назначен начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта в звании генерал-директора пути и строительства II ранга, что соответствовало званию генерал-лейтенанта. Он, спасший от голодной смерти сотни тысяч ленинградцев, погиб 28 июня 1944 года в авиакатастрофе под Ленинградом. Так на взлёте оборвалась короткая, но яркая жизнь Ивана Зубкова.
Вряд ли молодой, но уже авторитетный московский инженер-метростроевец Иван Зубков, прошедший путь от сменного инженера до начальника шахты, предполагал, что ему придётся строить военные объекты. Перед войной, 21 января 1941 года, он был назначен начальником строительства Ленинградского метрополитена, успел заложить основы для будущих станций метро и депо, начал прокладку первой линии Автово – Финляндский вокзал. Уже к маю было пройдено 11 из 34 шахтных стволов, проложено почти 700 метров тоннелей, начато строительство первого подземного вестибюля.
Но 27 июня 1941 года строительство метро было заморожено, а на следующий день Ивана Зубкова назначили начальником Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта. Он руководил возведением ключевых объектов, в том числе Военно-автомобильной дороги № 101 – знаменитой ледовой Дороги жизни. Под его руководством строились портовые сооружения на Ладожском озере и железнодорожные линии к озеру; понтонная танковая переправа на Невский пятачок; построенная всего за 17 дней 33-километровая железнодорожная Дорога Победы Шлиссельбург – Поляны, связавшая Ленинград с Большой землёй; строительство мостов и оборонительных сооружений на Карельском перешейке и Лужском рубеже обороны, под Кингисеппом и на Пулковских высотах. Только с 28 июня по 1 сентября 1941 года метростроевцы возвели под Ленинградом тупики для бронепоездов и складов, более 30 километров железнодорожных веток, 640 дзотов и дотов, 90 километров окопов, 55 километров противотанковых препятствий.
В ноябре 1941 года Сталин приказал любой ценой пробить дорогу на восток и разорвать блокадную удавку, душившую осаждённый город. Метростроевцев перекинули на строительство танковой переправы в районе Невской Дубровки у ГРЭС № 8. Работали под постоянными обстрелами немцев, и погибла пятая часть строителей. Иван Зубков получил осколочное ранение, но наотрез отказался от госпитализации. Под обстрелами строилась и железнодорожная линия Шлиссельбург – Поляны. Эту Дорогу Победы называли ещё «Коридор смерти»: каждый день здесь погибало до 15 строителей.
18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда, а 7 февраля на Финляндский вокзал по Дороге Победы прибыл первый поезд с Большой земли. В ноябре 1943 года Зубков был в числе первых, кому Сталин во время войны присвоил звание Героя Социалистического Труда «за исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перевозок для фронта».
Иван Зубков погиб в авиакатастрофе 28 июня 1944 года близ города Лодейное Поле под Ленинградом. 5 октября 1944 года он был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени.
Проводить своего спасителя в последний путь вышел весь Ленинград.
«Стоял Невский проспект, застывший в скорби ленинградцев, стеной выстроившихся вдоль тротуаров, – вспоминал сын Ивана Георгиевича, известный советский и российский журналист-международник, писатель и драматург Георгий Зубков. – Хоронили с маршальскими почестями, медленно и торжественно шествовала процессия с телом на орудийном лафете. Не каждый знал в лицо генерал-директора путей строительства II ранга Ивана Зубкова, но все понимали, что с каждым его свершением увеличивалась раздача хлеба в осаждённом Ленинграде, вывоз из города на Неве блокадников и раненых, приток новых вооружений и боеспособных сил».
На Казачьем кладбище в Александро-Невской лавре, в центре, перед папертью Троицкого собора, где погребены мощи небесного покровителя Северной столицы святого Александра Невского, возвышается гранитный портал с надгробием. Под портретом с четырьмя звездами по краям выгравировано: «Герой Социалистического Труда. Иван Георгиевич Зубков. 1904–1944. Погиб на боевом посту».
В 2015 году в Невской Дубровке открылся мемориал «Подвиг «Метростроя», где Ивану Зубкову посвящён один из горельефов.
А годом ранее, в 2014-м, топонимическая комиссия приняла по обращению петербуржцев решение присвоить имя Ивана Зубкова безымянному Г-образному проезду в Автово от дороги на Турухтанные острова до Кронштадтской улицы. На это решение повлияла близость проезда к автовскому метро и депо – именно Иван Зубков предложил перенести проект электродепо из района Бабурина переулка в Автово. Признанная одной из красивейших в мире, первая станция метрополитена Северной столицы «Автово» оформлена в память о подвиге защитников Ленинграда, ведь более трети снарядов и бомб, сброшенных на Ленинград, обрушились сюда, на Кировский район, оказавшийся рядом с линией фронта.
Да, за улицу Ивана Зубкова пришлось побороться. Но в конце концов был принят «стратегический проект» сына героя – Георгия Зубкова.
«Поначалу я думал, что ничего нельзя сделать из этого угла, ведь выделен именно угол, а не улица, – признавался Георгий Иванович. – Я даже не нашёл таблички с её названием! Как сыну – мне больно. Как гражданину России – мне стыдно за то, что власти так к этому отнеслись. Зато, когда мы увидели стадион и обсуждали возможности того, что можно создать, появилась надежда совершенно неожиданно обернуть это из слабости в силу. Я предлагаю создать рекреационную зону Автово «Отдых и спорт» памяти Ивана Зубкова… Замечательная идея – объединить в комплекс заброшенный стадион, который можно возродить, и прекрасный современный бассейн. Хорошо, если будет проходить пешеходная дорожка от Автово или тропинка по дворам к этой маленькой зоне, где могли бы установить бюст И.Г. Зубкова либо памятник. И сделать небольшой мемориал его имени... Можно взять какое-нибудь здание военного времени, дзот или блиндаж, даже, может быть, от Невской Дубровки, где активнейшее участие в переправе танков принимал Иван Зубков. Тут же рядом расположить маленький музей или какую-то среду памяти об Автово».
Георгий Иванович четыре года поддерживал инициативы муниципальных депутатов Автово по достойному увековечиванию памяти его отца, первым поставил подпись под воззванием к губернатору. В ноябре 2020 года были отремонтированы дорожное покрытие и пешеходная зона, и мы вместе праздновали превращение безымянного грунтового проезда с колдобинами в благоустроенную улицу. Радовался Георгий Иванович и сирени, высаженной к Дню Победы на улице Ивана Зубкова.
Во время визита в Санкт-Петербург с супругой Светланой Ивановной 92-летний Георгий Иванович успел увидеть улицу, названную в январе 2017 года именем его отца. Первым подошёл к памятнику, возложил цветы и долго стоял, склонив голову и бережно касаясь рукой портрета Ивана Зубкова.
Увы, в июле прошлого года Георгий Иванович ушёл из жизни. Он не успел увидеть, как были переименованы здания – в том числе бассейн «Атлантика», появились первые таблички с именем его отца в названии улицы и новые дорожные указатели. В этом году улица предстанет буквально в новом свете – здесь запланировано современное наружное освещение. Георгий Иванович порадовался бы и началу демонтажа аварийных строений на стадионе. Теперь ничто не помешает реализации разработанного специально для Автово проекта в рамках социальной программы «Газпром – детям». Здесь появятся спортивный комплекс с катком, крытым манежем с футбольным полем и мемориальная зона в честь героев-метростроевцев. Как мы и задумывали с Георгием Ивановичем, этот спортивный комплекс будет носить имя Ивана Зубкова – человека, спасшего Ленинград.
Алла Чистякова,
корреспондент газеты «Автовские ведомости», депутат МС МО Автово