ИНФОРМНАУКА
Идея о равенстве мужчин и женщин в очередной раз не подтвердилась. Женщины не хуже и не лучше мужчин, они просто другие. Например, учатся по-другому.
По мнению доктора медицинских наук, профессора Московского государственного медико-стоматологического университета В.П. Дегтярёва, успеваемость студентов зависит от многих факторов. Большую роль играют мотивация, типологические свойства личности и, наконец, пол молодого человека. Все эти сведения получены в результате тестирования 366 второкурсников. Студентов сразу разделили на две группы по половой принадлежности. Тестирование проходило в середине второго семестра, в спокойное время, когда зимняя сессия осталась позади, а до весенней ещё далеко. А критерием успеваемости стала средняя экзаменационная оценка студента за три прошедшие сессии.
Учёбу можно строить либо так, чтобы добиться успеха, то есть сдать экзамены как можно лучше. Либо так, чтобы избегать неудач и просто не завалить сессию. Именно такая мотивация движет большинством юношей и девушек. Получать пятёрки стремятся лишь 37% студентов обоего пола. Дегтярёв определил и типологические особенности учащихся. Каждого человека можно характеризовать как экстраверта или интроверта. Причём у интровертов активно работает кора больших полушарий, и им нет необходимости дополнительно её стимулировать. Экстраверты, напротив, нуждаются во внешних стимулах, чтобы их кора достигла оптимального функционального состояния.
Ещё одна типологическая характеристика – нейротизм, иными словами – эмоциональность. Его уровень зависит от работы лимбических структур мозга. Студенты с высоким уровнем нейротизма эмоциональны, тревожны и волнуются на экзамене.
Успех в учёбе определяется весьма причудливым сочетанием мотивации и типологических особенностей. Так, хорошо сдают экзамены студенты-интроверты с низкими значениями нейротизма – юноши, ориентированные на достижение успеха, и девушки, которым лишь бы сдать. У таких студентов, очевидно, оптимально соотношение активности коры больших полушарий мозга и его лимбической системы.
Эмоциональный интроверт тоже может успешно учиться, если это юноша, избегающий «хвостов», или девушка – любительница хороших оценок. Такие студенты не особенно волнуются во время сессии, потому что эмоции у них вызывает не сдача экзамена, а сам процесс познания.
Но и экстраверту путь к успеху не заказан. Успешный экстраверт – это нацеленный на успех юноша или избегающая неудач девушка, причём этим студентам независимо от пола свойствен высокий уровень нейротизма. Возможно, у студентов такого типа царящее на экзамене эмоциональное напряжение стимулирует кору головного мозга, восполняя характерный для экстравертов низкий уровень активации.
Обобщая полученную картину, можно сказать, что успех на экзамене ожидает в основном интровертов. Роль эмоций на экзамене зависит от пола студента и от того, какой учебной стратегии он придерживается. Особое значение уровень нейротизма приобретает у экстравертов, которым требуется дополнительная «эмоциональная» активация коры головного мозга.
А вообще отличников среди юношей и девушек примерно поровну – 21–22%. Зато среди девушек больше хорошисток (61%), а троечников в два раза больше среди юношей (35% против восемнадцати девичьих).
Так что же главное в учёбе? Вот факторы успеха, выстроенные в порядке убывания: мотивация, половая принадлежность, типологические свойства, другие свойства личности (в том числе интеллект).