Что отвратительнее: желание откровенно опорочить Победу, высказывания типа: «Ленинград был подготовлен Сталиным как гигантская ловушка, в которой немцы положили бы кучу своих солдат, а потом остались бы с городом, который надо кормить» или как будто патриотический, но насквозь фальшивый блокбастер, профанирующий и опошляющий тему?
Для очень многих людей в России, особенно у тех, чьи родственники погибли в Ленинграде, в том числе и для меня, тема блокады святая. И немудрено было поверить рекламе, которая предвещала мощное зрелище, тем более что совсем недавно прошли фильмы вполне добротные: в кинотеатрах – «Т-34», а на НТВ – «Рубеж», о которых мы писали. Я наивно полагал, что увижу по качеству что-то подобное про то, как всё-таки был спасён Ленинград, что можно было бы показать сыну-восьмикласснику. И был жестоко обманут. Хотя «Спасти Ленинград» – кино вроде вполне лояльное, в котором нет никакой попытки «по-новому взглянуть» на блокаду, как в скандальной вампуке «Праздник». Напротив, вроде бы была попытка снять что-то действительно патриотическое о подвиге ленинградцев, но…
Во-первых, кино настолько вторичное, что напомнило сразу о многих фильмах. В ленте, названной «Спасти Ленинград», спасения города ещё меньше, чем «обороны Севастополя» в одноимённом фильме про дружбу Элеоноры Рузвельт с советской снайпершей. В нём ещё меньше блокадного Ленинграда, чем в британском сериале «Ленинград» с Мирой Сорвино в роли английской журналистки, которая, несмотря на козни КГБ, попала в блокадный город, чтобы спасти семью юного шахматиста. Тот малохудожественный сериал (не забыть идеальные локоны прекрасной англичанки на фоне тотального голода-холода и зверств НКВД!) демонстрировали по нашему ТВ!
Теперь времена иные, но и локоны, и зверства спецслужб в фильме «Спасти Ленинград» были, а также назойливые отсылы к не имеющему никакого отношения к блокаде «Титанику». И не было ничего, что заставило бы примириться с этим произведением. Оно – редкий случай! – возмутило абсолютное большинство кинозрителей.
Фильм начинается, как «Титаник», с воспоминаний очень пожилой дамы, которая показывает внукам часы своего возлюбленного. Потом действие перемещается в Ленинград сентября 1941 года. Что такое блокада, тогда в городе ещё толком никто не понимал. И никакого спасения в фильме нет. Есть эвакуация полутора тысяч ленинградцев на старенькой барже, куда курсант Костя (Андрей Удалов, внук Андрея Миронова) пристроил свою возлюбленную Настю (Мария Мельникова, дочка, как сказано в рекламе, звезды культового милицейского сериала, здесь занятой в роли матери героини). На барже, как на «Титанике», играет оркестр. В это время домой возвращается Александр Наумович – репрессированный отец героини, он амнистирован и отправляется с ополчением на фронт. Зачем-то нам сообщают, что мать Насти отреклась от мужа – врага народа. Далее автор сценария Алексей Козлов (он же – режиссёр и продюсер) предлагает такой ход событий: сухопутную часть, в которой служит Костя, снимают с баржи и отправляют на передовую. Но начальник порта, отец Кости, даёт сыну морскую форму, приказывает переодеться и остаться на барже. Причину сценарист придумал замысловатую: сын должен быть на старенькой барже, так как отец поручился за её состояние перед старшими начальниками – сын как бы залог. К слову сказать, зря поручился, после шторма на Ладоге баржа дала течь и затонула.
А в это время Александр Наумович попадает в часть, в которой должен воевать его «зять», и бесстрашно следует за отважными воинами, которые ценой огромных жертв занимают позиции гитлеровцев. А потом они… идут вброд по Ладоге и каким-то неведомым образом попадают на буксир, который тянул баржу, пока она не затонула. Отец же, уцелев во время страшного боя, почему-то не пошёл, как все, вброд по Ладоге. Остался вопрос, зачем он появился в сценарии?
Когда баржу стали обстреливать фашистские истребители, фильм стал напоминать михалковское «Предстояние». Но Козлов пошёл дальше и Никиты Михалкова, и Джеймса Кэмерона. На судне разыгрывается страстный любовный треугольник, чуть не закончившийся дуэлью-перестрелкой. На баржу вместе со своим автомобилем (!) загрузился капитан НКВД в исполнении Гелы Месхи – эдакий лощёный, сексуально озабоченный красавец, очень похожий на отрицательного героя «Титаника». Он тоже домогается героини. Шантажирует, подлец, её тем, что вёл дело её отца – врага народа. Костя вступается за свою возлюбленную, коварный чекист на время отступает, на барже для утех он нашёл другую... Бред, бред, баржа в аварийном состоянии, всё на грани, а этот монстр НКВД неутомим. И мстителен. Он доказывает, что Костя – липовый матрос, теперь можно делать с ним всё, что угодно, но... Но тут вражеские самолёты начинают обстреливать баржу, Костя не растерялся и стал прицельно бить по пикирующим «мессерам» из винтовки Мосина, и – надо же – один из самолётов противника он подбивает, после чего фашисты с особой жестокостью расстреливают тонущую баржу.
Где спасение? С баржи сбрасывают все грузы, в том числе рояль (зачем он оказался на судне?). Капитан НКВД, который везёт множество дел врагов народа на Большую землю (ими забита машина), потом вынужден разрешить сбросить к чёртовой матери машину в озеро. Это не спасает баржу, тонут более тысячи человек, но все наши герои выживают. Костя зачем-то мирится с мерзавцем из НКВД и передаёт возлюбленной часы.
В финале – наше время. Шествие Бессмертного полка по Невскому проспекту и колонна с портретами погибших на барже № 752 моряков. Оказывается, была реальная история, углубившись в которую, всякий поймёт, что то, что показано в кино, к ней, так же, как к искусству, отношения не имеет. Спекуляция на военной теме, на ленинградской трагедии, на поистине народном движении «Бессмертный полк». Стыдно должно быть не только создателям, но и тем, кто выпустил эту фальшивку на экран.
Думаю, по размерам морального урона фильм может сравниться с выступлениями наших коллаборационистов, которые хотят добиться того, чтобы граждане России не гордились подвигом предков, а стыдились его.
Александр Иванов