Наша интеллигенция исповедует винегрет из различных рассудочных верований. Конечно, можно и, может быть, нужно попробовать на вкус ингредиенты этого винегрета. Но дело заключается в том, чтобы найти в них частицы истины, коль скоро они там есть, а не выдавать эти частицы за абсолютное знание и не кричать на всех углах «эврика!». Только результаты глубокой внутренней работы можно предъявлять обществу.
Многим нашим «образованцам» присущ культ рассудочно-рационального (позитивного) мышления. Но оно, если не имеет в качестве исходного постулата и поводыря религиозно-нравственное чувство, может обернуться поклонением зверю Апокалипсиса. За примерами далеко ходить не надо. «Рационально и позитивно» мыслящие люди создавали атомную бомбу и бомбили Хиросиму, сжигали напалмом вьетнамскую природу и самих вьетнамцев, травили газом крестьян Антонова и отнимали у них последний семенной хлеб, проводили у нас приватизацию 90-х, изобретали концлагеря и другие шедевры социального прогресса.
Только если мышление руководимо религиозно-нравственным чувством, оно становится разумом и плодами его являются высокие урожаи хлеба, здоровые дети, экологическое благополучие, музыка Моцарта, Баха и Рахманинова (это тоже мышление, только на другом, почти божественном уровне), этические учения Добра и Справедливости, творения Шекспира, Пушкина и Достоевского.
Анатомируя современную им русскую интеллигенцию, авторы «Вех» в некоторых отношениях отдавали ей должное: «…как ни велик был у нас, особенно в верхних слоях интеллигенции, разгул делячества и карьеризма – он никогда не был освящён в теории. В этом коренное отличие нашей интеллигенции от западной, где забота о личном благополучии является общепризнанной нормой».
Что же у нас здесь и сейчас? Делячество и карьеризм освящены теорией, сделались и у нас общепризнанной нормой. Стыдно быть неуспешным, небогатым материально, но не стыдно быть духовно нищим. Расплодилось множество «деловых людей», плюющих на остальных, цинично готовых ради своих догм и душевно-материального комфорта карабкаться по головам к своим ничтожным целям.
Как же противодействовать этому заговору моральных уродов?
К несчастью, исторически сложилось так, что у русских людей не было необходимости в социальном иммунитете от этой заразы, так как на протяжении столетий он чувствовал себя стволом с могучими корнями, на котором держались все ветки и веточки российской государственности. Настала пора приобретать этот иммунитет и объединять все здоровые силы. Надеюсь, настанет время нашего единения.
Сегодня целью настоящего интеллигента должна быть жизнь в парадигме личного и социального стремления к осуществлению призыва Спасителя к совершенству. К этому призывает нас патриарх – к осуществлению заповедей православия в семье, на работе, в отношениях друг к другу, к преодолению формальной религиозности.
Как это ни трудно, но надо нам самим и нашему окружению шаг за шагом, миллиметр за миллиметром приближаться к Совершенству Богочеловека. Легко и утилитарно счастливо на такой работе не бывает.
Закончу чуть перефразированным изречением Ницше: человек не стремится к счастью, к счастью стремится только интеллигент.
Неинтеллигент