Недавно я побывал в суде. Первый раз в жизни. Пришлось. Соседка подала в суд на то, что у неё нет холодной воды.
Как-то однажды вода эта вдруг перестала у неё течь из крана. Только, пардон, в унитазе набиралась, да и то с трудом. В общем, чинить её засорившуюся трубу умельцы-слесари из ЖКХ, которое всё никак и не умрёт, и не реформируется, определили… в моей квартире. У меня это вызвало естественное удивление. Просто я хорошо себе представлял, какие разрушительные последствия это может вызвать. К тому же вода – это вообще дефицитная субстанция: красного коня не успеешь искупать, как её уже отключают. Я было подумал, что это самое ЖКХ как раз хотят начать реформировать с меня, но потом всё же справедливо усомнился и в проведении работ соседке отказал. В самом деле: почему это её проблемы должны решаться за мой счёт? Соседка думала иначе и, упорно продолжая обходиться без воды вот уже больше двух месяцев, подала на меня в суд. Она недавно ремонт сделала, ей ещё одного не надо.
И вот я, как законопослушный гражданин, по повестке: «явиться в такой день и час…» прихожу на суд. Я даже, помня какие-то образовательные передачи по ТВ, в которых показываются судебные процессы, нанял адвоката, чтобы соответствовать духу времени. Чтобы быть вровень то ли с «Федеральным судьей», то ли с «Часом суда». Ну на худой конец с «Делами семейными». Начало у процесса было обнадёживающим: на входе меня обыскали и проверили металлоискателем. Иначе говоря, дали понять, что тут не шаурмой или чебуреками торгуют и стою я на пороге серьёзного заведения. Да я уже и сам проникся: как-никак суд!
Однако слушание всё не начиналось. Я уже минут двадцать топтался у заветной двери, мимо увлечённо сновали какие-то женщины с чайниками и кофеварками в руках. Наконец дверь отворилась, и девушка в майке (естественно, топик) и джинсах, которая совсем недавно проходила по коридору с двумя пустыми чашками, пригласила истца и ответчика внутрь.
Внутри было тесно и совсем не похоже на то, что показывали по телевизору. Сесть и вытянуть ноги – противоположной стены можно коснуться. Девушка оказалась помощником судьи. На судье тоже были джинсы, ещё кофточка в цветочек… На столе рядом с какими-то важными бумагами стояли чашки и чайник. Дальнейшее помню смутно: настолько был поражён! А где же чёрные судейские мантии, молоточек? Меня обманули! Где я? Фемида, ау! Кажется, всё решилось в пять минут. Естественно, не в мою пользу. Отрабатывая свой гонорар, адвокат напряжённо молчал, прений сторон не было, когда же я попытался что-то сказать, мне сделали внушение: «Мужчина, день только начался, а вы нам голову забиваете!» Помощница уже включала кофеварку в сеть. Напоследок я всё же успел сказать: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» От растерянности, должно быть. Никто почему-то не засмеялся.
Я понял только одно: они чай выпили, сейчас пойдут кофе пить, потом снова чай. Потом настанет другой рабочий день, и снова будут чай, кофе… Какие-то посторонние люди со своими проблемами… Жизнь продолжается, и какая она есть, такая и есть, нечего тут придумывать и забивать себе голову, верить в то, что показывают по ТВ. Там – самое обыкновенное шоу, тот же сериал, «мыло», это там адвокаты, судьи, а я к тому же фильмов американских насмотрелся, тех самых, которые называются «судебными драмами». Это там, да ещё в телешоу с ряжеными говорят: «Ваша честь». А девушке в топике и джинсах с чашкой в руке разве придёт в голову такое сказать?
Я понял и другое: в стране большая проблема с пошивом мантий. Вот всё, кажется, есть, а мантий на всех судей страны не хватает. Может, не пошили. Может, фасон не тон, цвет… Зато судебных шоу на разных телеканалах успели наделать. Надо же каким-то образом внедрять стандартные ценности. Пока что вот так: виртуально, медийными продуктами… Жизнь просто отстаёт от того, чего хочется на самом деле или как должно быть, как хотят устроить. И многое пока что, как и прежде, таким образом сводится к мнимости.
Умные люди мне потом, правда, объяснили, что суд, на котором я был, не уголовный. Иначе говоря, я оказался хуже уголовника, раз при мне мантию не надо надевать. При мне можно так, по-семейному, в джинсах: чай, кофе, печенье, конфеты… Я же не совершил никаких злодеяний: не убивал, не грабил... Ну и на том спасибо. Шоры с глаз упали, розовые очки сняты. Чего ещё желать? Урок правового сознания получен.
, ВОРОНЕЖ