Впервые юбилей старейшего творческого учебного заведения Москвы, прошедшего тернистый путь от «классов театрального танцевания» (1773) до всемирно известной Академии хореографии (1995), отмечается на государственном уровне. В 2016 году указом Президента России Московская академия хореографии включена в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Сегодня академия – это многопрофильное учебное заведение с программами бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, ассистентуры-стажировки, в котором наряду с российскими ребятами получают подготовку учащиеся из ближнего и дальнего зарубежья; а также всеми видами повышения квалификации и современным научно-методическим центром хореографического искусства.
Здесь в разные годы учились многие выдающиеся артисты и деятели мирового балетного искусства, одно перечисление звёздных имён которых заняло бы всю газетную полосу.
Коллектив во главе с ректором народной артисткой России Мариной Леоновой творчески отнёсся к юбилею своей альма-матер, подготовив обширную программу мероприятий по всем тематическим направлениям.
Однако при её реализации начались любопытные, но, как потом выяснилось, хорошо спланированные неожиданности. Всероссийский юбилейный марафон стартовал, например, не в столице, как можно было ожидать, а в Кузбассе, где открыт филиал Московской академии хореографии. Первые праздничные концерты московских учащихся и студентов, мастер-классы и творческие лаборатории ведущих педагогов прошли на сибирской земле. И всё потому, что Кузбасс сегодня не без участия академии переживает настоящую культурную революцию. Он последним вошёл в проект по строительству в России культурных кластеров, но первым запустил свои объекты в жизнь.
– Я была потрясена размахом нового здания, – делится впечатлениями профессор Леонова, его прекрасными залами, хотя было это вполне ожидаемо: вся балетная часть разрабатывалась в нашей академии, с участием людей, которые понимают искусство.
Состоялись выступления во Владивостоке, Калининграде, где также созданы культурно-образовательные комплексы и открыты филиалы Московской академии.
Столичный творческий десант в российские регионы был солидным – почти сто человек воспитанников и педагогов-хореографов во главе с ректором. Обычно программы выездных концертов состоят из па-де-де и вариаций из известных балетов. Так проще и быстрее. Однако и в этом случае «академики» проявили креативность.
– Мы постарались показать многолюдные фрагменты классических балетов, по которым можно понять тему и смысл сценического произведения, – говорит профессор Леонова.
Идея представить будущих артистов в контексте театрального спектакля, а не только в отдельных номерах, вариациях и дуэтах оправдала себя. Зрители смогли видеть результаты повседневного кропотливого труда педагогов и учащихся прославленной школы классического танца в атмосфере театрального представления, к чему, собственно, и готовят будущих артистов.
А что же Москва?
Она стала центром юбилейных торжеств. Для родного города академия подготовила два знаковых мероприятия на сцене Большого театра: концерт выпускников в мае и заключительный торжественный гала-концерт 25 ноября.
Отчётный концерт на прославленной сцене Большого театра – ответственный экзамен для академии, всех её педагогов и, конечно, для самих ребят. Это своеобразное представление театральному сообществу столицы будущих балетных артистов. К слову сказать, все участвовавшие в концерте солисты – уже лауреаты различных международных конкурсов.
Хорошо продуманная программа представляла зрителям три века истории русского балета: дореволюционная классика – в хореографии Мариуса Петипа; советский период – в оригинальных постановках Вахтанга Чабукиани и Леонида Лавровского, который в 1966 году «сочинил» «Классическую симфонию» на музыку Прокофьева специально для учащихся Московского хореографического училища, где он был тогда художественным руководителем и где училась в те годы нынешний ректор Марина Леонова. Современность представлял Борис Эйфман. Его посвящённый Джорджу Баланчину «Мусагет» стал гвоздём праздничной программы выпускного концерта.
Среди множества других юбилейных мероприятий следует особо отметить форум «Балетная школа и балетный театр», в рамках которого проходят мастер-классы, встречи с педагогами, круглые столы, научно-практические конференции аспирантов и студентов как в самой академии в очном формате, так и в режиме онлайн для хореографических училищ, театров, детских школ искусств из российских регионов и стран ближнего зарубежья. Форум длится весь год и, судя по отзывам участников, будет продолжен в будущем.
За чередой праздничных мероприятий академия не забывает о своей главной миссии – подготовке артистов балета. Работа идёт в штатном режиме. Думаю, читателям будет интересно узнать, как в МГАХ отбирают и готовят будущих звёзд.
Балеринами и танцовщиками становятся по-разному. Одни, как Галина Уланова, Илзе и Андрис Лиепа, Екатерина Шипулина, Дмитрий Смилевски, идут в балет вслед за своими родителями, способности других замечают их родственники, друзья, учителя.
В Московскую академию поступают девочки и мальчики в возрасте 9–10 лет. Опытные педагоги выявляют, а порой и предугадывают в малышах балетные способности и отчасти их творческое будущее. Одновременно врачи всесторонне обследуют ребятишек: подготовка артистов балета связана с физическими нагрузками – учиться в училище могут только абсолютно здоровые дети.
Для занятий музыкой нужен музыкальный слух. С этим согласны все. А какими природными данными должен обладать малыш, чтобы стать учащимся балетной школы?
Прежде всего хорошей фигурой (пропорционально сложенным телом, красивыми ровными ногами и руками); кроме того – выворотностью (способностью свободно развёртывать ноги так, чтобы стопы в развороте были параллельны линии плеч), гибкостью тела, твёрдыми мышцами, лёгким высоким прыжком, координацией при вращении, чувством ритма, музыкальностью и артистизмом. Одни качества опытный глаз специалиста замечает сразу, другие требуют определённых заданий и тестов.
Но вот испытания позади. Начинаются годы учёбы. Как же ошибаются те, кто, вспоминая пушкинские строки о русской балерине Авдотье Истоминой (блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна… летит, как пух от уст Эола), думают, что танцы – это занятие лёгкое.
Путь постижения основ классического танца – долог и труден. От простейшего к сложному. День расписан буквально по минутам. Занятия в танцевальных залах сменяются занятиями в общеобразовательных классах.
В первые годы учащиеся осваивают отдельные элементы движений, потом сами движения, затем комбинации движений, а уж потом – различные танцы, танцевальные композиции и балетные партии. Точно так все мы учились читать и писать. Сначала учили буквы, затем составляли слова и фразы и наконец читали стихотворения, сказки, повести, романы.
Читая, мы вникаем в содержание произведения, проживаем судьбы его героев. Так и в искусстве танца. Ребята учатся технически чётко и грамотно танцевать, наполняя одновременно эмоциями и жизнью каждый танцевальный образ.
Однако учёба в балетной школе это не только время постижения и открытий, порой это ещё и огорчения. И не только потому, что не всё получается сразу.
В период естественного роста и взросления некоторые дети меняются: одни грузнеют, у других изменяется фигура, нарушаются пропорции тела. Дальнейшее обучение таких детей в балетной школе становится проблематичным. У классического танца свои художественные критерии.
Для обычной жизни и других профессий возрастные изменения внешней формы не имеют особого значения, а в некоторых случаях даже становятся плюсом (в модельном бизнесе, например, предпочитают девушек и юношей высокого роста, а среди характерных актёров театра и кино немало грузноватых и даже полных). Можно заняться современными танцами, которые не столь требовательны к форме тела исполнителя.
Русская школа классического танца складывалась десятилетиями. Её основой стали традиции и опыт, накопленные поколениями блистательных балерин и танцовщиков, которые они передавали своим ученикам и последователям.
Переходя из класса в класс, ученики как по ступеням лестницы поднимаются к высотам танцевального мастерства. Но мастерство – это лишь одно из слагаемых будущего артиста балета. Настоящий артист – это творческая личность, поэтому серьёзное внимание в балетной школе уделяется общеобразовательной подготовке и музыкально-эстетическому воспитанию.
Подготовка будущих артистов продолжается восемь лет. На сцену приходят те, кто, пролив семь потов, своим трудом и талантом доказал, что готов посвятить искусству балета всю свою жизнь.
Без прошлого нет будущего, а без будущего – настоящего. Эта кажущаяся парадоксальной истина весьма точно отражает глубинную связь эпох и поколений и одной из первых вспоминается, когда задумываешься об истории Московской академии хореографии. Здесь бережно относятся к своему прошлому, помнят легендарных руководителей, среди которых Ф. Беккари, А. Глушковский, Г. Легат, А. Горский, П. Гусев, Н. Тарасов, Л. Лавровский, А. Ермолаев, С. Головкина…
К 250-летию подготовлен четвёртый том издания «Из истории Московской балетной школы (1937–1945)», выпущены книги о её выдающихся выпускниках с 1923 по 2023 год.
Юбилейный год, ставший новым импульсом в развитии МГАХ, подходит к концу. Но останавливаться на достигнутом здесь не принято. Впереди новые планы, новые свершения, что делает академию живым творческо-педагогическим организмом, который держит высокий уровень подготовки учащихся, соблюдая разумный баланс между традицией и современностью, между классикой и новациями.