Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Судьбы её простое полотно

01 января 2007

УТРАТА

ИТАР-ТАССНе стало Валентины Толкуновой. Певицы, которую знали и, кажется, любили все, от мала до велика. Останутся в памяти неповторимый голос, улыбка, обаяние. И песни «Носики-курносики», «Поговори со мною, мама», «Я не могу иначе»…

Несколько лет назад «ЛГ» опубликовала беседу с Валентиной Васильевной. Давайте ещё раз послушаем певицу.

– Позвольте начать не с музыки, а с литературы. Сейчас из издательств буквально вытекают стихотворные реки, причём литературы блистательной, совершенной. Поэзия XIX столетия, Серебряный век… Но люди, за редким исключением, обращают на такие книги мало внимания.

– Конечно, жаль. Ведь если представить, что покроется пылью богатый поэтический пласт, стране будет угрожать духовная бедность, куда более уродливая и убогая, чем физическая. Отчасти положение можно исправить с помощью музыки.

– Человек послушает песню на слова, например, Блока и возьмёт в руки книгу?

– Во всяком случае, равнодушным не останется. Я, разумеется, имею в виду людей, способных к чувству. А если ещё и музыка окажется достойная, то польза будет двойной.

– А что вы читаете для души?

– Когда мне плохо, не хватает воздуха, беру в руки сказки Ганса Христиана Андерсена. Достаточно прочитать несколько страниц, и мне становится лучше. Его книги удивительно добрые и светлые! Таким, как мне кажется, был и сам писатель. Я словно вижу его – глаза, улыбку. Кажется, что я его знаю, могу с ним поговорить…

Все мы ищем своего человека – того, с кем можно поделиться мыслями, посоветоваться по какой-то серьёзной проблеме, но часто не находим. Лично мне не хватает человека, подобного Андерсену. Кстати, день своего рождения я проведу в Копенгагене, где и поклонюсь памятнику великого сказочника.

– Есть ли у вас мечты – но не голубые грёзы, а надежды, которые могут стать реальностью?

– Нет, я не мечтаю. Потому что если что-то не состоялось, то это и не должно было произойти. Надо довольствоваться тем, что даёт тебе жизнь. Хватает ли мне того? Вполне!

– Вы можете вспомнить самый необычный концерт?

– Он был скорее забавный. Как-то с подругой, режиссёром и музыкантом Ириной Таймановой, сестрой известного шахматиста Марка Тайманова, возвращались из пригорода Питера – Репино – в город. Зима, время уже позднее, а автобуса всё нет. Наконец подъезжает, но переполненный. «Возьмите нас, пожалуйста», – просит Ирина. Водитель отказывается. Тогда Ирина в качестве аргумента «выдвигает» меня: «Знаете, кто с вами поедет? Толкунова!» – «А она споёт «Стою на полустаночке»? – спрашивает водитель. – «Споёт!» Вхожу, беру микрофон, которым объявляют остановки, и начинаю. Пассажиры дружно подхватывают. Так с песней и доехали. Потом, конечно, были аплодисменты.

– Вам знаком творческий дефицит? Когда не хватает песен для исполнения…

– Да что вы! Привожу песни из каждой поездки, мне шлют их со всей России – рояль буквально завален нотами. Трёх жизней не хватит, чтобы всё это исполнить! Ну и, конечно, по-прежнему пишут для меня – огромное им спасибо и дай бог здоровья и вдохновения! – Александра Пахмутова, Оскар Фельцман, Марк Минков, Александр Морозов, Олег Иванов, Владимир Трофимов, Василий Попов.

– А сколько всего песен вы спели?

– Думаю, около четырёх сотен. Но одни отжили своё, другие продолжают звучать и жить. Среди них были монологи, арии, ариозо, романсы.

– Хотелось узнать ваше мнение о современной эстраде.

– Музыка – целый океан: симфоническая, балет, рок, романсы. Ещё джаз. У каждого вида свои поклонники. Эстрада – особенный жанр, разноплановый, хотя представление о ней поверхностное – считают, что она состоит из примитивных шлягеров, грубых блатных и арестантских мелодий. Но ведь есть и другой пласт – русская народная песня, баллады, городской романс. Их исполняют замечательные фольклорные группы, самобытные этнографические ансамбли. Но где всё это богатство? Нам его не показывают. Поп-музыка заслонила всё!

Океан и рядом – родник. Из океана не попьёшь, вода солёная. А из родника – сладкая, можно вволю напиться, да и струйки ласково журчат. Рядом с родником хорошо посидеть, подумать, отдохнуть душой. Вот что такое настоящая, талантливая и душевная эстрада.

– Почти как у Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд»?

– Настоящее, подлинное искусство никуда и не уходило. Залы полны: люди подпевают, смеются, плачут. Поются не песни, а проживаются целые жизни. Так было, так будет.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS