Перейти к содержанию
  Воскресенье 24 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Искусство

Сумбур вместо абсурда

01 января 2007

КИНО

«Падение в небеса»: Хармсу снова не повезло

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Вот так вот просто, без затей, с лаконичностью, повергающей разом и в веселье на грани истерики, и в экзистенциальный ужас, начинается известный текст из цикла миниатюр «Случаи». Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Называется произведение «Вываливающиеся старухи» и давно утвердилось в качестве определённого кода, служа своему создателю одним из главных опознавательных знаков, в известном смысле «отвечая» на пространстве массового сознания за стиль и поэтику Даниила Хармса. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвёртая, потом пятая. Весь смысл и всё дьявольское обаяние этой вещи не столько в жутковатой абсурдности сюжета, сколько в стремительной наррации и той обезоруживающей невозмутимости изложения, которые решительно сдвигают все устоявшиеся внутренние представления, смещают сознание, сбивают тебя с ног, грозя отправить, если ты, не дай бог, находишься у открытого окна, аккурат следом за старухой... У режиссёра Натальи Митрошиной, дебютирующей в «полном метре» картиной, основанной на произведениях Хармса, а кроме того, на его письмах, дневниках и отдельных обстоятельствах биографии, линия «вываливающихся старух» решена в совершенно ином ключе. Время от времени действие – и без того, мало сказать, не линейное – прерывается ни с того ни с сего эффектными кадрами-близнецами, на которых выряженный в женское дюжий каскадёр, совершая лихой цирковой кульбит, выпрыгивает из не слишком-то высокого оконного отверстия и летит-летит… Красиво летит, в рапиде, кажется, даже под сопровождение какой-то проникновенной музыки. Нужно ли ещё что-то дополнительно разъяснять, стоит ли ещё что-то описывать – например, главную связующую фигуру, на которую назначен некий пролетарской внешности юный подручный монтёр, всё тянущий, наподобие красной нити, промеж героев и эпизодов свой провод?.. Непонятно куда, неясно в итоге, зачем и чего ради. (Ах, ну да, конечно – чуть не забыли – Даниил-то наш Хармс, будучи ещё Даниилом Ювачевым, аж целый год проучился в Ленинградском электротехникуме, и это, что называется, многое объясняет.) Или вот ещё сильный ход: перемещение весьма специфических героев «Случаев» чуть дальше во времени, в период начала блокады, со всем характерным набором атрибутов – плакатом «Родина-мать зовёт!», речью Сталина из репродуктора и т.п. Ощущения такая пролонгация вызывает диковатые. (Да, конечно, все мы помним, что Хармс умер в тюремной больнице в первую блокадную зиму. Но писательская его биография завершилась несколькими месяцами раньше – зачем пытаться совместить принципиально несовместимое?) Есть ли смысл в каких-то дополнительных теоретических обоснованиях того прискорбного факта, что картина «Падение в небеса» кардинальным образом противоречит той художественной, философской и человеческой вселенной, которую она с лёгкостью, как бы резвяся и играя, пыталась постичь, а затем передать?.. Наверное, не стоит, тем более что по части теоретизирования, как выяснилось, большой докой оказалась сама режиссёр-постановщик: в пресс-релизе картины, который удалось обнаружить в Сети, она высказывается, в частности, следующим образом: «Идея художественного замысла фильма изначально лежит вне иллюстративной визуализации произведений Хармса». Иллюстративной визуализацией и впрямь не пахнет. Персонажи писателя – Федя Давидович, укравший масло и вынесший его из дома во рту, вечно лежащий на полу в коридоре Мышин или безымянный артист, любивший свою мать, но ещё больше любивший барышень, – обладают своим феноменальным своеобразием именно за счёт того, что, являясь на первый взгляд самыми обыкновенными, условно-типическими гражданами, вдруг совершают фантасмагорические, дикие, абсолютно алогические действия и поступки. На экране же перед нами люди, которые изначально дики и фантасмагоричны. Они безостановочно отчаянно кривляются, гримасничают, жестикулируют и двигаются труднопередаваемым в словах образом. А потому неизбывно катастрофически неинтересны. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.
 
Александр А. ВИСЛОВ

Это не только кадр из фильма, но и род визуальной авторецензии

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Практическая психология Вячеслава Долгачёва

07.07.2023

Алфавит тишины

06.07.2023

Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

05.07.2023

Сквозь невесомое время

05.07.2023

Мир через замочную скважину

03.07.2023

Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

10230 голосов

Прелюдия к концерту бытия...

7453 голосов

Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

2623 голосов

Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

2602 голосов

Бремя Платонова

2370 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты