Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Сумбур вместо абсурда

01 января 2007

КИНО

«Падение в небеса»: Хармсу снова не повезло

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась. Вот так вот просто, без затей, с лаконичностью, повергающей разом и в веселье на грани истерики, и в экзистенциальный ужас, начинается известный текст из цикла миниатюр «Случаи». Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась. Называется произведение «Вываливающиеся старухи» и давно утвердилось в качестве определённого кода, служа своему создателю одним из главных опознавательных знаков, в известном смысле «отвечая» на пространстве массового сознания за стиль и поэтику Даниила Хармса. Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвёртая, потом пятая. Весь смысл и всё дьявольское обаяние этой вещи не столько в жутковатой абсурдности сюжета, сколько в стремительной наррации и той обезоруживающей невозмутимости изложения, которые решительно сдвигают все устоявшиеся внутренние представления, смещают сознание, сбивают тебя с ног, грозя отправить, если ты, не дай бог, находишься у открытого окна, аккурат следом за старухой... У режиссёра Натальи Митрошиной, дебютирующей в «полном метре» картиной, основанной на произведениях Хармса, а кроме того, на его письмах, дневниках и отдельных обстоятельствах биографии, линия «вываливающихся старух» решена в совершенно ином ключе. Время от времени действие – и без того, мало сказать, не линейное – прерывается ни с того ни с сего эффектными кадрами-близнецами, на которых выряженный в женское дюжий каскадёр, совершая лихой цирковой кульбит, выпрыгивает из не слишком-то высокого оконного отверстия и летит-летит… Красиво летит, в рапиде, кажется, даже под сопровождение какой-то проникновенной музыки. Нужно ли ещё что-то дополнительно разъяснять, стоит ли ещё что-то описывать – например, главную связующую фигуру, на которую назначен некий пролетарской внешности юный подручный монтёр, всё тянущий, наподобие красной нити, промеж героев и эпизодов свой провод?.. Непонятно куда, неясно в итоге, зачем и чего ради. (Ах, ну да, конечно – чуть не забыли – Даниил-то наш Хармс, будучи ещё Даниилом Ювачевым, аж целый год проучился в Ленинградском электротехникуме, и это, что называется, многое объясняет.) Или вот ещё сильный ход: перемещение весьма специфических героев «Случаев» чуть дальше во времени, в период начала блокады, со всем характерным набором атрибутов – плакатом «Родина-мать зовёт!», речью Сталина из репродуктора и т.п. Ощущения такая пролонгация вызывает диковатые. (Да, конечно, все мы помним, что Хармс умер в тюремной больнице в первую блокадную зиму. Но писательская его биография завершилась несколькими месяцами раньше – зачем пытаться совместить принципиально несовместимое?) Есть ли смысл в каких-то дополнительных теоретических обоснованиях того прискорбного факта, что картина «Падение в небеса» кардинальным образом противоречит той художественной, философской и человеческой вселенной, которую она с лёгкостью, как бы резвяся и играя, пыталась постичь, а затем передать?.. Наверное, не стоит, тем более что по части теоретизирования, как выяснилось, большой докой оказалась сама режиссёр-постановщик: в пресс-релизе картины, который удалось обнаружить в Сети, она высказывается, в частности, следующим образом: «Идея художественного замысла фильма изначально лежит вне иллюстративной визуализации произведений Хармса». Иллюстративной визуализацией и впрямь не пахнет. Персонажи писателя – Федя Давидович, укравший масло и вынесший его из дома во рту, вечно лежащий на полу в коридоре Мышин или безымянный артист, любивший свою мать, но ещё больше любивший барышень, – обладают своим феноменальным своеобразием именно за счёт того, что, являясь на первый взгляд самыми обыкновенными, условно-типическими гражданами, вдруг совершают фантасмагорические, дикие, абсолютно алогические действия и поступки. На экране же перед нами люди, которые изначально дики и фантасмагоричны. Они безостановочно отчаянно кривляются, гримасничают, жестикулируют и двигаются труднопередаваемым в словах образом. А потому неизбывно катастрофически неинтересны. Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.
 
Александр А. ВИСЛОВ

Это не только кадр из фильма, но и род визуальной авторецензии

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS