Мы живём в эпоху, когда во главу угла поставлено знание. Информация правит миром и самим человеком. Даже сражения, которые сегодня ведутся, получили название информационных войн. И совсем неслучайно, что традиционный и абсолютно мирный праздник День знаний мы отмечаем именно первого числа в первый день учебного года. Ведь единица – один из элементов двоичного кода. Она участвует в кодировке всей информации, или всего знания, которым на данный период истории владеет человеческое сообщество. Для чего нам такой объём знаний? Как сохранить накопленные знания? И самое главное – как их грамотно передать? Что происходит со знаниями, которые никому не нужны? А с человеческим мозгом, хранящим, но не передающим знания? Отвечает учёный-астроном, философ, член Союза писателей России, создатель инновационного метода работы со временем Евдокия Лучезарнова.
– Одним из главных и чуть ли не единственным отличием человека от любых других существ, населяющих эту планету, является его способность воспринимать и фиксировать время. Течёт время внутри человеческого мозга и проявляет себя только через слова. Чем больше у человека диапазон слов, чем интереснее он их соединяет друг с другом, чем точнее и дольше он думает над каждой фразой, тем быстрее к человеку подходит время. От скорости времени внутри мозга зависит способность человека описывать и анализировать этот мир. Чем больше у вас времени, чем его скорость протекания через ваш мозг быстрее, тем больше ваши способности управлять собственной жизнью, тем сильнее ваше влияние на окружающее пространство и тем свободнее вы от стереотипов, а значит, способны видеть закономерности жизни.
К сожалению, получилось так, что развитием мозга мы занимаемся только в школе, да ещё в вузе. После этого, если только человек не занят наукой, редко кто развивает свой интеллект, тренирует мозг разными задачами, стремится ускорить его работу, пополняет словарный запас, обращает внимание на качество информации, которая попадает в мозг. Мозг, как и тело, должен правильно питаться. Ведь мы не кормим себя ядовитыми и отравленными продуктами. Так почему мы свой мозг зачастую пичкаем ненужной ему, а иногда даже вредной информацией? Что читают в метро? Какие фильмы смотрят? Насколько грамотна и чиста наша речь? А это, между прочим, всё и есть питание нашего мозга. Я уже не говорю о таких вредных привычках, как алкоголь и табакокурение. И то и другое блокирует работу мозга, мешает принимать верные решения и просто мыслить разумно.
– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, как следует правильно кормить свой мозг. Ведь учёба – это тоже своеобразное питание мозга.
– Загружать мозг нужно грамотно. Представьте, что вы приходите в ресторан и выбираете ту еду, которую сейчас считаете необходимой для себя. Вы потребляете её в определённом количестве и в определённой последовательности. С мозгом нужно обращаться точно так же. Если вы попадаете в информополе (поле человеческих слов, мыслей, в нём хранятся все когда-либо существовавшие знания), сначала выберите те темы, которые для вас необходимы, затем выстройте порядок, по которому вы эти темы будете поглощать. При несвежем продукте нужно вовремя «промывать» мозг.
Сейчас представьте: вы приходите в кинотеатр, смотрите фильм, внутри фильма очень много несвежего и несъедобного для мозга. Выбираете зёрна, ради чего вы пришли смотреть этот фильм, всё остальное нужно очень быстро удалить из собственного мозга, не загрязняя его. Оставить только тематическое зерно. Или вы зашли в книжный магазин. Вы выбираете книгу, которая тематически вам сейчас кажется необходимой. Начинаете её читать. Тоже оставляете из книги только рациональные зёрна. Всё остальное своевременно вымываете из мозга. Конфликты отравляют мозг.
Когда я начала писать свои книги, мне, конечно, очень хотелось накормить мозг человека и хотелось накормить его красотой, чистотой и, главное, бесконфликтностью. И когда мои книги стали признаваться лучшими по отсутствию конфликтов, я, конечно, была очень рада, поскольку мозг так заждался бесконфликтной информации.
– В одной из своих книг вы сравнили информацию с водой. А вода, как известно, может быть проточной или застоявшейся. Очевидно, что для мозга более полезна именно свежая, постоянно меняющаяся информация, которая сродни родниковой воде?
– Есть такое понятие как «море информации». Основная передача информации идёт по воде. Учёные проводили эксперименты: они наблюдали за водой, за временем выпадения осадка; проводили одну и ту же реакцию, а осадок выпадал за разное количество времени, и не могли понять, в чём дело. Тогда пошли на эксперимент, который проводился 15 лет в разных физических лабораториях всех стран. И получили, что скорость выпадения осадка по всей Земле одинакова в один момент времени. Это говорит о том, что вода передаёт информацию практически мгновенно.
Накладывать информацию на воду легче всего, но вода легче всего и лишает вас правильного восприятия информации. Есть такое выражение: «Не лей воду». Или когда, например, даётся задание написать сочинение, ребёнку говорят: «Ты должен написать четыре страницы». Если он очень кратко умеет выразить свои мысли, он отвечает: «Как же я столько напишу? У меня всё уложилось в один лозунг». – «Налей воды».
Как льётся вода в информацию и как вообще всё происходит? Именитый академик, имеющий большой опыт выступления перед разного рода аудиторией, выходит и берёт информацию, которая очень сконцентрирована. Он её записывает одной формулой. Понятна человечеству эта формула? Конечно, нет. Чтобы сделать её понятной, он даёт эту формулу пяти-шести кандидатам и говорит: «Напишите так, чтобы человечество поняло». Кандидаты по этой формуле написали пять книг. Понятны кандидатские человечеству? Непонятны. Каждый кандидат имеет 15–20 своих дипломников и предлагает им написать что-нибудь. Дипломники написали много проектов.
Дальше нужно «разжижить» информацию так, чтобы её поняли и школьники, – выпускается множество книг, учебников, которые уже доступны всем обучающимся. Но есть те, кто уже забыл, что он учил, а может быть, никогда и не учился вовсе. Для них выпускается популярная или «бульварная» литература, содержащая разжиженную информацию. Такой литературой так же, как и некачественной пищей, можно отравиться. Необходимо учиться брать информацию чистую, из первоисточника, а не ту разжиженную, которая прошла преломление через очень многих людей.
– Хотелось бы понять, Евдокия Дмитриевна, зачем современному человеку столько знаний и столько информации? Что происходит, если информация оказывается никем не востребована?
– Каждый человек является хранителем некого знания. И для того, чтобы мозг чувствовал себя комфортно и постоянно развивался, каждому из нас необходимо рядом иметь тех, кто знает меньше нас – для того, чтобы мозг мог вовремя опустошаться (без этого невозможен приём новых знаний), и тех, кто знает больше нас – чтобы у мозга была возможность заполниться новым знанием. Такое своеобразное перетекание.
Для чего мы вообще учимся и получаем знания, приобретаем некие навыки? Почему подгоняем свои стандарты под общемировые? Зачем начинаем, допустим, брать учителей танцев или учителей математики? Зачем учимся тем или иным дисциплинам и вообще – берём любые уроки?
Любое знание должно быть востребованным. Если мы что-то берём из мира, то через какой-то срок всё полученное должно будет снова до отказа отправлено в этот же самый мир, иначе пойдёт застой, знания не будут своевременно выливаться, а начнут просто наслаиваться на мозг, образуя некую решётку, мешающую притоку новых знаний. Когда учат маленьких детей, это учитывают. Допустим, ребёнок выучил стихотворение, его тут же поставили на табуреточку и сказали: «Прочитай нам» – и все ему похлопали. Всё, ребёнок уже отдал, он готов к новому знанию и новому опыту. Взрослым сложнее. Поэтому востребованность в ваших действиях должна начинаться заранее, ещё до того, как вы чему-то начинаете учиться. Допустим, мир сделал заявку на танец. И лишь тогда вы начинаете учиться данному танцу, то есть вы не учитесь впрок. Нельзя делать впрок и нельзя впрок заготавливать какие-то навыки, иначе мозг перестанет быть подвижным и «заржавеет» очень быстро. Всё равно за какой-то срок должна пойти очевидная заявка, что вы найдёте, где это выплеснуть, где применить. Даже если вы начинаете чем-то овладевать, допустим, за 20 лет, даже если вас чему-то уже успели научить, то всё равно надо услышать зов и это отдать, надо успеть опустошиться, отдав то, что в вас успели вложить.
Беседу вёл
Василий Завьялов
Евдокия Лучезарнова
Хранитель знания
Ты важный, знающий, Тебе открыт сундук понимания истины, Ты раздал всё, что хранилось в этом сундуке. Слушающие тебя любуются обновками, Примеряют их на себя, организуют праздник И носят эти вещи разные, взятые из сундука знаний. Ты, раздавший всё и оставшийся у пустого сундука, Становишься маленьким и ненужным, совсем неважным. Люди, ещё недавно радовавшиеся каждой доставаемой тобой истине, Устремляются к следующему сундуку, где есть что достать. Ты не грусти и не задерживайся, Иди к тому новому и бери нужное тебе платье истины. И знай: всё, что ты отдал, всё – твоё. Дающему – возвращается! И новое платье, которое ты получил от того, Кто на данный момент знает больше и важнее тебя, Сделает тебя красивым и знающим. Путь ученика бесконечен. Ярчайшие духи открывают всё новые и новые сундуки знаний, И каждый следующий – краше предыдущего. Иди за ними, и ты будешь ярче и ярче. Всё, что получишь от их истин, будет твоё. Можешь хранить, можешь раздавать, Но момент, когда ты отдал всё, Пусть не огорчает тебя, Поскольку твой сундук будет заполнен от того, кто выше и ярче.