Отец Сергий Карамышев,
Рыбинский район Ярославской области
Кого-то подобная постановка вопроса возмутит. Хотя бы потому, что Украинская ССР наряду с БССР была одной из учредительниц ООН. Однако субъектами международного права выступают не нации как таковые, а государства. Государство с названием Украина было впервые в человеческой истории провозглашено 20 ноября 1917 года. В этот день в Киеве Малая Рада, состоявшая в основном из австро-германских агентов, объявила о создании Украинской Народной Республики. Первым её международно признанным актом стало подписание 9 февраля 1918 года в Бресте сепаратного мира с Германией и Австро-Венгрией.
Согласно этому документу, на объявленные украинскими территории должны были войти германские и австрийские войска. В качестве платы за защиту от большевиков Украина обязалась поставить Германии с Австро-Венгрией до 31 июля 1918 года миллион тонн зерна, 400 млн яиц, до 50 тыс. тонн рогатого скота, сало, сахар, пеньку, марганцевую руду и прочее. Помимо этих прямых выгод сепаратный мир с Украиной позволил Германии с Австро-Венгрией диктовать жёсткие условия Советской России, одно из них – отказ в пользу Германии от Прибалтики.
Если не выморочные, а настоящие нации заявляют о своём появлении в мировой истории громкими победами, как, например, Русь в княжение Святослава, первым международно признанным деянием Украины стало предательство – добровольное согласие на оккупацию.
Каково начало, таким должен быть и конец государства: похоже на то, что нынешнее украинское руководство уже не по одному разу распродало своим «союзникам» не зерно, яйца и мясо, а русские земли со всем их содержимым, включая население.
Я не собираюсь здесь доказывать, будто украинцев не существует. Десятки миллионов жителей СССР имели в паспорте в графе «национальность» отметку «украинец» или «украинка». И после 1991 года у них не было причин от ставшей привычной идентичности отказываться. Речь о другом: о подоплёке превращения малороссов в украинцев. Равно как и о том, нужно ли современным украинцам продолжать цепляться за политические реалии, что стали причиной того печального превращения?
Малороссы – опора великокняжеской власти
Малороссы наряду с белорусами и великороссами почитали себя частью единого русского народа, частью единой Русской церкви. Таковые малороссы воссоздавали общий дом – святую Русь, – едва не погибший от междо¬усобиц и внешнего нашествия, начиная со святителя Петра, который перенёс митрополичью кафедру из Владимира на Клязьме в Москву в XIV веке, имея при этом титул митрополита Киевского. Нужно сказать, что разорённый Батыевым нашествием Киев входил тогда в состав Великороссии, образуя единую митрополию. Малороссией же почитались Галицко-Волынские земли, получившие от Константинополя отдельное церковное управление. Так вот, святитель Пётр был родом с Волыни. Он убеждал великого князя Московского Иоанна Калиту построить Успенский собор ради утверждения в Москве митрополичьей кафедры для собирания всех русских земель вокруг этого нового средоточия. Таким образом, в основание Московского государства положен совместный подвижнический труд великоросса (великого князя) и малоросса (по титулу митрополита Киевского).
Немало выходцев из Малороссии, то есть Галицко-Волынских земель, переселилось в XIV–XV веках в Москву, став опорой великокняжеской власти. В Куликовской битве решающее значение имели действия предводителей Засадного полка во главе с князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком Волынским. Последующие переселения с юго-запада в сторону Москвы были подталкиваемы всё возраставшим религиозным гнётом в Польско-Литовском государстве. Не скорбью, но радостью в те времена отзывались в сердцах малороссов с белорусами слова из титула великого князя Московского, что он православный государь не только «Великия», но и «Малыя», и «Белыя» Руси. Эти слова означали надежду на будущее избавление от национально-религиозного гнёта.
Далеко не случайно он усилился тотчас после провозглашения в Москве патриаршества (в 1589 году). Именно тогда иезуиты приступили к осуществлению широкого плана по отрыву белорусов и малороссов от Москвы, инициировав создание религиозной унии (в 1596 году в Бресте). Тогда православие в пределах Речи Посполитой было объявлено вне закона. И то же самое в тех же землях мы наблюдаем теперь, спустя четыре с лишним столетия. Это говорит о коренных, межцивилизационных, сущностных противоречиях. Оторвавшись от святой Руси, человек или группа людей становятся анти-Русью. Именно в этом, а не в особом наречии, не в вышиванках корень украинства.
Имя имеет значение
Имена, вообще, очень много значат. Когда мы произносим «святая Русь», то вовсе не провозглашаем себя богоизбранным обществом, имеющим преимущество перед другими народами земли. Мы всего лишь прославляем подвиги благочестивых предков, которые жительством своим и преставлением освятили нашу землю. Достойны ли мы будем составлять единую с ними общность на Небе – судить не нам, а единому Господу Богу. Говоря о собственной причастности к святой Руси, мы лишь изъявляем согласие на подвиг крестоношения. А вот противопоставляющий Украину Руси, украинцев – русским, увы, отказывается от наследия святости. Потому что равноапостольные Владимир и Ольга, страстотерпцы Борис и Глеб, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, преподобный Илья Муромец и прочие никогда не были украинцами. И называть их этим именем – значит оскорблять их память.
Важным средством подчинения человека чуждой власти является лишение его имени с присвоением клички либо номера. Как показал исторический опыт, подобную операцию можно провернуть и с большой группой людей, например, постепенно приучая всех малороссов зваться украинцами. Ради такой перепрошивки сознания были в своё время потрачены немалые силы и средства.
Под украинской пропагандой
Вернёмся к колыбели украинской государственности, то есть к началу Первой мировой войны. Уже на 4 й её день в Вене был провозглашён Союз освобождения Украины, финансировавшийся австрийскими властями. В ноябре 1914 года он перебрался в Берлин, поскольку австрийское правительство резко сократило поток ассигнований Союзу по причине «нецелевого использования» его руководством финансовых средств. С 1915 года Союз, помимо пропаганды и организации диверсий против России, занялся психологической обработкой русских военнопленных. Выходцы из малороссийских губерний были размещены в особых лагерях, где на них обрушилась украинская пропаганда. Тех малороссов, которые соглашались признать себя украинцами, отделяли от общей массы военнопленных, создавая привилегированные условия в виде улучшенного питания и возможности проходить курсы по изучению в первую очередь украинской истории с немецким языком. Так вот, несмотря на давление и соблазны, лишь ничтожная часть малороссов (а их число составляло на территории Германии около 50 тыс., Австрии – около 30 тыс.) согласилась назвать себя украинцами. Последние использовались в качестве охранников в лагерях для русских военнопленных, из них же были созданы воинские подразделения «сечевиков»: «синежупанников», сформированных в Германии, и «серожупанников» – в Австро-Венгрии. Захват Киева этими «сечевиками» в декабре 1918 года под руководством Евгения Коновальца (впоследствии руководителя ОУН – Организации украинских националистов, запрещённой в РФ экстремистской организации) описан в романе Булгакова «Белая гвардия».
28 апреля 1918 года германское военное командование разогнало Центральную раду, поместив её генеральных секретарей в тюрьму – опять-таки за наглые хищения финансовых средств. И уже 29 апреля в здании цирка (!) Съездом хлеборобов-собственников был избран в гетманы Украины генерал-лейтенант Павел Скоропадский. Он объявил об упразднении Украинской Народной Республики и образовании Украинской Державы.
В подчинении Германии
Главнокомандующий Добровольческой армии Деникин в «Очерках русской смуты» так описывает опыты государственного обустройства Украины в качестве германской колонии: «Зависимость Украины и полная подчинённость германской общей и экономической политике при гетмане не только не ослабли, но и возросли. Национальный шовинизм и украинизация легли в основу программы гетманского правительства. Сам гетман в официальных выступлениях торжественно провозглашал самостийность Украины на вечные времена и поносил Россию, «под игом которой Украина стонала в течение двух веков…» Кадетское министерство не отставало в шовинистических заявлениях и в прямых действиях: министр внутренних дел Кистяковский вводил закон об украинском подданстве и присяге; министр народного просвещения Василенко приступил к массовому закрытию и насильственной украинизации учебных заведений; министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью». Если бывший царский генерал Скоропадский проводил такую политику, почему некоторые удивляются действиям куда более сомнительных в нравственном отношении деятелей вроде Яценюка, Турчинова, Порошенко или Зеленского?
Так, в новоявленной колонии стала создаваться нация для обслуживания германских интересов. Вообще говоря, условиями формирования наций являются обыкновенно общность происхождения, общие территория, религия, язык, культура, общая система хозяйствования. Создаваемая германскими селекционерами украинская нация призвана была стать противовесом русскому населению, в разы более многочисленному. Именно поэтому она оказывалась кровно заинтересованной в союзе с немцами (ради сохранения своих привилегий).
В октябре 1918 года в Киеве Русский национальный центр выработал резолюцию, часть которой приводит в своих воспоминаниях генерал Деникин: «Украинского государства никогда не было; украинцы – не нация, а политическая партия, взращённая Австро-Германией».
Нация как политическая партия
Итак, стояла задача превратить политическую партию в нацию или что-то вроде того. Издревле известно, что одним из действенных способов сплочения людей являются совместные преступления, в особенности же совместно пролитая кровь. Поэтому в преддверии всемирной войны австрийские власти усердствовали в раскалывании русинов (или карпато-россов) на украинцев и «русофилов». Ненависть украинцев к русским (замечу: не к великороссам, а к своим же соседям, часто близким родственникам, которые всего лишь не хотели отрекаться от своей русскости) всеми способами поощрялась.
В 1924–1932 гг. во Львове выходил «Талергофский альманах» (название взято от крупнейшего на территории Австрии концентрационного лагеря, предназначенного преимущественно для русского населения этого государства), где тщательно зафиксированы преступления австрийских властей и новоявленных украинцев против русского населения Галичины, Буковины и Закарпатья.
Приведу цитату из редакционной статьи Второго выпуска альманаха: «…Австрия подготовляла почву к уничтожению галицко-русского народа давно. Во имя принципа Divide et impera (разделяй и властвуй. – С. К.) стала пропагандировать в русском народе идею национального отщепенства. Идея изменника Мазепы дала неожиданные для самих немцев плоды. Нашлись среди галицко-русского населения люди, которые за иудины сребреники, получаемые от австрийских властей в виде жалованья, отреклись от русской народности и положили основание под «украинский» народ, развращая русский народ Галичины извращением истории. С помощью правительственных пособий воспитались кадры галичской молодёжи в слепой ненависти ко всему русскому…» В этой же статье украинцы названы янычарами Австрии. Сравнение с турецкими военными формированиями XIV–XVII веков справедливо. Как турки брали дань от христианского населения отроками, чтобы воспитать из них янычаров – верных слуг султана и врагов их же собственных родителей, так украинцы призваны были стать верными слугами династии Габсбургов и злейшими врагами того народа, от которого откололись.
При советской власти начатая немцами украинизация населения юго-западных губерний Российской империи продолжилась, и, что особенно печально, она затронула бывшие австрийские владения. Если австрийцы давали человеку право выбора, к примеру, спрашивая, что он предпочитает: умереть русским или жить украинцем, советская власть всё местное карпато-русское население принудительно записывала в украинцы. Это при том, что в Чехословакии, разделённой в 1938 году между Германией, Венгрией и Польшей, официально существовала Подкарпатская Русь, населению которой разрешалось разговаривать на русском литературном языке, обучать ему детей, издавать на нём газеты, вести передачи по радио.
Украинизация времён Второй мировой
В годы Второй мировой войны немцы предприняли новую попытку сделать украинцев привилегированной нацией. Привожу воспоминания Льва Дудина о событиях в Киеве осени 1941 года: «В первые же дни (оккупации. – С. К.) мы начали чувствовать немецкую политику в национальном вопросе. Русским было приказано сдать радиоприёмники, украинцы могли оставить. Украинцев освобождали из плена, русских задерживали. На работу принимали только украинцев, русским в работе отказывали. В немецкой комендатуре заявили: «Против украинцев мы не воюем. Наши враги – русские».

В то же время была предпринята (впрочем, неудачная) попытка украинизации белорусов. П.Д. Ильинский, оказавшийся в оккупированном Полоцке, вспоминал: «…в конце 1941 и в начале 1942 года в Белоруссии вдруг необычайно пошли в ход украинцы… В Полоцке слово «украинец» быстро стало нарицательным и обозначало человека, пользующегося незаслуженными привилегиями. Украинцам – доверие, украинцам – особый паёк, только украинцев принимали на всевозможные вспомогательные должности при немецких военных и гражданских учреждениях… и до 1944 года в Полоцке сохранилось ироническое выражение «пойти в украинцы».
История иррациональной ненависти
Многие удивляются безотчётной, иррациональной ненависти некоторых нынешних украинцев к русской культуре. Но пустое дело – искать логику в фанатизме! Особенно когда он имеет более чем вековую традицию. Когда и кем впервые в истории была предпринята попытка взорвать памятник Пушкину? Это было сделано в Харькове в 1904 году представителями Украинской народной партии. Основал партию сын сельского священника (украинских убеждений) из Полтавской губернии Николай Михновский, автор «Десяти заповедей» украинства (изданных во Львове в 1900 году). Процитирую вторую и третью из них: «2. Все люди – твои братья, но москали, ляхи, венгры, румыны и евреи – это враги нашего народа, пока они господствуют над нами и обирают нас. 3. Украина – для украинцев! Итак, выгони отовсюду с Украины чужаков-угнетателей». Именем этого экстремиста в декабре 2022 года названа одна из улиц Киева. Герой Украины Степан Бандера после оккупации Львова в конце июня 1941 года сочинил листовку, в которой творчески развиты заветы Михновского: «Народ! Знай! Москва, Польша, Мадьяры, Жидва – это Твои враги! Уничтожай их!»
Если в основании здания не камень, а песок, оно разрушится. Если в основании национальной жизни ненависть, она развалится. Один герой Украины – Иван Мазепа – предатель, для которого по приказу Петра Великого был изготовлен орден Иуды. Другой – Степан Бандера – нацист. Они призваны задавать тон национальной жизни. Что может быть гибельней этого?! Никого хуже просто и выдумать было невозможно! Как с этими «героями» вообще можно жить?
Щедрая земля Малороссии
А ведь малороссийская земля щедра на таланты! Вспомним хотя бы некоторых. Это современник Петра Великого святитель Димитрий (Туптало), митрополит Ростовский, сын казачьего сотника, наиболее известный как составитель житий святых. Это святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский (родом из Нежина), автор знаменитого сочинения «Илиотропион». Это святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский (из полтавских дворян). Это канцлер Российской империи князь Александр Андреевич Безбородко (сын генерального писаря войсковой канцелярии). Это генерал-адъютант князь Иван Фёдорович Паскевич-Эри¬ванский (из полтавских дворян), герой Отечественной войны, участник взятия Парижа, герой Русско-персидской и Русско-турецкой войн. Особого упоминания он заслуживает здесь как предводитель 100 тысячной Русской армии, отправленной в 1849 году в Австрийскую империю для поддержания там порядка. Коренное население Карпатской Руси с удивлением обнаружило высокую степень собственного культурного родства с пришедшими русскими, и это послужило толчком к национально-культурному возрождению русинов с их естественным тяготением к православию взамен столетиями принудительно прививавшейся им унии. Это русский писатель-классик Николай Васильевич Гоголь (из полтавских дворян). Это выдающийся лингвист Александр Афанасьевич Потебня (из полтавских дворян). Это святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, родственник святителя Иоанна Тобольского (родом из Харьковской губернии). Это священноисповедник схиархимандрит Алексий (Кабалюк), бесстрашный страдалец за православную веру, отсидевший за неё четыре с половиной года в австрийской тюрьме (уроженец Закарпатья), в 1999 году его мощи были обретены нетленными. Это тысячи карпатских русинов, принявших мученическую смерть в годы Первой мировой войны только за то, что называли себя русскими, а не украинцами. Это протопресвитер Гавриил Костельник (инициатор воссоединения бывших униатов с православными), убитый бандеровцем в 1948 году во Львове сразу по окончании литургии. Это маршал Советского Союза Семён Константинович Тимошенко. Всех, право же, не перечислить!
Что делать?
По мере освобождения нынешней территории Украины от бандеровской заразы мы вынуждены будем встать перед сущностным выбором: воссоздавать какую-либо Украинскую республику или нет? Вкладывать средства в развитие украинской культуры или подождать? Называть жителей освобождаемых территорий украинцами или предоставить им свободу выбора – кем они себя хотят чувствовать и кого считать своими героями? Хотим ли мы сами иметь сограждан, воспитанных на идеалах Ивана Мазепы и Степана Бандеры?
Ясно одно: запретами ничего не решишь, потому как именно запретный плод особенно сладок. Нам остаётся лишь уметь обозначить разницу между нынешними героями Украины и подвижниками святой Руси. Пусть каждый делает свой выбор: и для продолжения своей земной жизни, и для вечности.
Таким образом, на вопрос «Существует ли украинская нация?» ответит история.