Пришло наконец время говорить о создании православно ориентированного телевидения, которое могло бы стать альтернативой заполнившей экраны телепродукции, основанной на культе развлечения, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости.
АЛЕКСИЙ II, Патриарх Московский и всея Руси
Вопрос о создании хотя бы одного телеканала, который имел бы основания называться государственным, если говорить о России времён Путина и Медведева, поднимался неоднократно. Результат – нулевой. Причины можно перечислять бесконечно… Либо организацией канала начинают заниматься малоодарённые деятели, желающие удовлетворить свои амбиции. Либо продюсеры, которым не хватило поделённого жирного «телепирога». Или те, задача которых и сводится к тому, чтобы всё это начинание заболтать и угробить. Или же люди, действительно желающие чего-то стоящего, но от специфики телевидения далёкие и поэтому призывающие под свои знамёна «профессионалов», которыми в итоге оказываются и первые, и вторые, и третьи… Но главная причина в том, что для сегодняшнего «телебомонда», сложившегося и зачистившего эфирное пространство в 90-е годы, возникновение принципиально нового, талантливого и духовно единого телеканала, продвигающего традиционные ценности России, категорически неприемлемо. Потому что такой канал неизбежно станет открытым антагонистом их нынешней эфирной политики. Они-то знают, что опрокинуть, проявить всё ничтожество внедряемых «телебоссами» понятий об успешности, одарённости, значимости труда не составит. А если при этом будет предложено действительно талантливое альтернативное содержание программ и передач – это может проткнуть их раздутый до гипертрофии воздушный шарик, забивший почти весь телеэфир. И шарик начнёт сдуваться до естественных размеров. Так же примерно, как сдулись накачанные тем же телевидением 90-х «демпартии». Процентов до двух-трёх. А как же тогда всем кушать и чувствовать себя «властителями душ»? Да и хозяева их могут счёт предъявить и списать как профнепригодных. Поэтому и гнутся они изо всех сил, надеясь пересидеть ненавистное им время, удерживая в качестве оправдания некоторое число тех, кого раньше с их убеждениями и талантом не подпустили бы к эфиру. Сведущим понятно, о ком идёт речь. А что делать… Но такие авторы разбросаны по разным каналам, чтобы эффективно разбавить правду – нейтрализующей, заразной пошлятиной, снижая концентрацию до безопасной. И это пока позволяет сохранять контроль. В случае же возникновения материально независимого и духовно обособленного телеканала в ход идут разные средства.
Вот, предположим, возник на Украине канал «Киевская Русь» (КРТ). Финансировался на деньги православного человека. С мощным охватом аудитории, русскоговорящий. Без рекламы, вульгарности, пошлости, без назидательной псевдоцерковности, смело противостоящий «оранжевому» сумасшествию как до, так и после захвата власти. Их просто сломали. Судами, травлей «нацрады» по телевещанию. И привели к общему стандарту. Канал стал покорный и серый. Как все. Сегодня в России наблюдаем постепенное угасание «Звезды». В неё просто запустили «вирусы». И вот по бывшему военно-патриотическому телевидению можно наблюдать фильмы о достижениях доблестных американских солдат, смотреть ту же попсу, регулярно зреть гламурные заставки с напудренными солдатиками, субтильными, размалёванными девицами и несуразным слоганом. Теперь всё «форматно». Как в «Бесах» у Достоевского: «Всех к одному знаменателю, полное равенство!» Этот краткий обзор лишь в общих чертах позволяет увидеть, какие силы и средства противостоят любому, кто решится нарушить соотношение сил в медиапространстве России, да и не только.
На самом же деле создание независимого (от сплочённой телетусовки) и зависимого от приоритетов настоящей России эффективного телевидения – дело не только реальное, но и несложное. Необходимо наличие сразу нескольких условий. Первое из которых – воля людей, стоящих у власти. Нужно понимание того, что для достижения провозглашённых целей и их защиты необходимы оружие массовой информации и персонал не международного, а собственного стандарта. Сегодняшние СМИ – оружие любой демократии, и ТВ – самое мощное. Не может суверенная демократия осуществиться без суверенного телевидения. А это подразумевает смену стандартов и критериев. Речь не идёт о технических стандартах, прохождении сигнала и пр. (хотя и здесь возможны новые подходы). Имеется в виду подход к творческой и нравственной составляющей содержания телеэфира, открытого для любых возрастов в любое время.
Прежде всего это должно быть объединение личностей, создающих разноплановые, самоценные творческие произведения разных жанров, а не адаптированная серость, клепающая горы телепродукции. И даже не надо обращать внимание на холёных современных «телеэкспертов», которые тут же осклабятся и начнут мямлить через губу, что, мол, у телевидения другая «специфика», свои «форматы», что это всё дилетантские рассуждения, а тут нужны «профессионалы»… Да какие «профессионалы»? Никто ведь не говорит о замечательных представителях творческо-технического персонала, монтажёрах, звукооператорах, осветителях, операторах. Речь об «авторах», на которых весь этот отряд работает, и тех, кто им заказывает «музыку». Это они – «профессионалы»?! Или авторы, способные к творчеству? Вас обманули! Да у вас там то врач несостоявшийся, то инженер никудышный, кто только не работает. Ах, ещё и журналисты есть? Ну так это не только телевизионная профессия. А кроме того, именно у нас бывали прецеденты, когда искренне преданные России люди, не будучи «профессионалами», создавали такие пласты культуры и искусства, которых с лихвой хватило бы на средних размеров страну. «Могучая кучка», например. Может быть, Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев только музыкой и занимались? Да они все – русские офицеры. А Цезарь Антонович Кюи вообще, сочиняя чудесные произведения, ещё и до генерала, профессора фортификации дослужился. Ах, простите, был ещё химик, Бородин… И ничего, создали вечную музыку, гордость России.
Такое телевидение изначально не должно рассматриваться как бизнес-проект. Никакой рекламы в привычном виде, что не исключает научно-популярных программ, продвигающих передовые отечественные технологии и товары. При этом оклады должны быть выше, чем в уже имеющихся компаниях, включая и их «серые» зарплаты. А вот много окладов не понадобится, если возродить штат настоящих редакторов. Именно редактор, разделяющий общую направленность канала, защищённый достойным окладом, сможет отбирать достойных авторов, формировать программную политику исходя из качества, а не из количества спонсорских подпиток. Высокое качество подразумевает наличие большого массива программ и фильмов для выбора. Так он вот, рядом. Поверьте, помимо передач Алексея Пушкова, Петра Толстого, фильмов Мамонтова, Денисова, музыки Рыбникова, вокала Градского и Бичевской, Хворостовского и Нетребко, публицистики Леонтьева, помимо столиц уже существует огромное число произведений и авторов по всей стране, которые по всем показателям выше и качественно отличаются от «форматной» тележвачки раскрученных телеканалов. Просмотр лишь части работ, представленных на один из телефестивалей, позволяет ответственно об этом заявить. Именно вся Россия должна стать основой создаваемого информационного поля, а не ангажированный, с оттенком снобизма взгляд на неё из Москвы. Естественно, должен быть открыт доступ ко всему, что принадлежит государству, – архивам, старому кино, хронике. И нет нужды создавать ещё одну громоздкую новостную структуру; куда эффективнее точная аналитика имеющейся информации, что с блеском доказывает, к примеру, Алексей Пушков.
Но главное – что явится стержнем, объединительным началом, определителем границ дозволенного? Это личное мнение автора, но в России это – православное сознание, образ мыслей и традиции. И не надо при словах «православное телевидение» представлять бесконечные трансляции служб, махание кадилом и нравоучительные проповеди – это внедрённый стереотип. Просто всё, что создаётся и воцерковлёнными людьми, и теми, кто живёт в гармонии с православными ценностями, и является в России русским, православным. Поэтому литература Пушкина, Достоевского, Булгакова, Астафьева, музыка Чайковского, «Могучей кучки», фильмы Михалкова и ещё сотен славных имён – это православная литература, музыка и искусство. И здесь доступны темы любви и ненависти, трагедии и комедии, а вовсе не только богословские творения. Здесь другие планки и ответственность. Конечно, и православные грешат, но уверяю, среди верующих людей, которые пойдут на всякие «откаты», взятки значительно меньше, чем среднестатистически. Повторяю, это вовсе не означает, что весь персонал такого телевидения будет по любому поводу бежать в церковь или разбивать лоб в поклонах. Речь идёт о традиции, понятиях добра и зла, допустимого и невозможного. И конечно, на таком телеканале всегда будет место любому, кто искренне принимает и любит Россию. Как стояли у нас всегда рядом православный храм и мечеть, кирха и синагога… И, что очень важно, православие – отличная защита от проникновения всяких человеческих «вирусов», быстро разлагающих любое доброе начинание. Да и что от добра добро искать? Вот встал наконец во главе страны русский православный человек – и пошло дело.
Рамки не позволяют, но есть и люди, конкретные расчёты и программы. А денежная цена вопроса – в сравнении с вероятным, долгосрочным эффектом – невелика. Была бы воля…