Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Сверим позиции, господа?

01 января 2007

ПЕРСОНА

Меня предупреждали, что директор музея-усадьбы «Останкино» Геннадий ВДОВИН – натура неординарная и неукротимая, так что классического «датского» интервью по поводу Дня работника культуры у меня с ним не получится. Ни в мажоре, ни в миноре. Так оно и вышло.

– С наступающим вас, Геннадий Викторович, с Днём работника культуры!

– А кто это? Я таких не знаю. Знаю музейщиков, библиотекарей, архивистов, актёров, режиссёров. А работников культуры я не знаю. Культура – это всё, что можно помыслить. Следовательно, каждый живущий – работник культуры. И тогда это праздник всех. И значит, надо, если уж вам так хочется, праздновать День культуры, а не день её работника.

– Ну что ж вы так?! Их, в смысле вас, на Руси чуть не подвижниками считают!

– Есть такой образ, мы его сами создали. Но ни во Франции, ни в Южной Африке нашим коллегам тоже миллионов не платят. Так что когда молодой специалист приходит увольняться по причине малости зарплаты, я его спрашиваю: ты знал, какую профессию выбирал и как она оплачивается? Тебе платят столько, сколько платят, и больше – не могут. Так с какой стати ты пришёл меня шантажировать? Не нравится – меняй профессию. Впрочем, то приниженное состояние, в котором сейчас работник культуры изволит находиться, во многом его собственная вина.

– Почему?

– Потому! Если к тебе не идёт публика, виноват ты, чтоб ты ни говорил о том, какая она дура. Если власть к тебе не поворачивается лицом, тоже виноват ты: ты не нашёл способа обратить на себя её внимание. Если брать наш цех, то Фёдор Дмитриевич Поленов был первым и последним музейщиком в Госдуме, который защищал интересы цеха. Почему наша замечательная корпорация не формулирует свои цели и задачи? Или предъявляет их в стилистике «вместе с тем, однако нельзя не заметить, что нельзя не учесть с другой стороны». Всякий директор музея может вдохновенно в нужное время и в нужном месте – я тоже могу замечательно это делать – исполнить народный плач на тему «власть – дура, публика – неблагодарна, денег нет». Но всякий раз хочется себе и своим коллегам задать вопрос: если мы живём в республике, то почему власть – дура? И второй вопрос: на что именно не хватает денег?

– Принято считать, что на всё…

– Так «на всё» их никогда не будет. Вариантов два: рыдать, посыпая голову пеплом, или по копеечке изыскивать необходимые средства и потихонечку приводить в порядок то, что нужно привести. На три копейки отремонтировали метр крыши, на копейку посадили в парке ещё одну липу. А вы бы об этом написали. Но информация в СМИ бывает только двух жанров: либо здравица в духе «в музее города Затрапезнинска благодаря мэру Пупкину открыта выставка художника Тютькина, и это событие всколыхнуло всю мировую общественность», либо стоналка «в музее города Затрапезнинска течёт крыша, рушатся стены и шедевры художника Тютькина навсегда будут утрачены для человечества, а мэр Пупкин и ухом не ведёт». Почему вы приходите либо по «датскому» поводу, либо по поводу катастрофы?

– А как нужно?

– Регулярно, раз в два-три месяца. Ладно, хотя бы раз в полгода! И спрашивать у директора, что он за это время сделал, на что и куда потратил деньги, какую выставку намерен сделать и чем ему помочь. Но вы нелюбопытны, и это нелюбопытие даёт корпорации «право» делать из себя авгуров, хранителей последних истин и настоящих ценностей, забывая, что хранит она не своё и даже не государственное, а народное. А народ, гражданское сообщество, почему-то легко с этим согласился. Это – преступный сговор. И вы, журналисты, ему потакаете. В итоге мы имеем такой квадрат безответственности: народ безмолвствует, музейщики надувают щёки от отчаяния и по привычке, журналисты ловят сенсации, а власти всё по барабану. Давайте поменяем эту диспозицию. Я предлагаю из этого квадрата сделать хороший треугольник: общество – мастера культуры – журналисты, тогда мы сможем протаранить власть. Иначе все эти «умные» разговоры останутся всего лишь сотрясением воздуха.

– Вы действительно считаете, что журналист может сдвинуть что-то с места?

– Знаете, это как в старом анекдоте – ты сначала билет лотерейный купи, а уж потом выясняй, что он выиграл. Давайте хотя бы попробуем. Пусть «ЛГ» раз в три месяца приходит к нам в музей. Мы готовы рассказать, что и как мы делаем, готовы спросить у вас совета. У нас же взгляд замылен. Я 25 лет работаю в этом музее, из них 15 – директором, но будь я даже семи пядей во лбу, я всё равно многого не вижу, как и мои коллеги.

– Что ж, ждите в гости. Но вы меня озадачили…

– Чего тут озадачивать? Всё лежит на поверхности.

– Ну вот оно лежит, а все проходят мимо. Почему?

– Потому что всякое разумное деяние требует настойчивости, постепенности, нежности и долгого дыхания. Это не разовое интервью. А ваш брат на нежности не силён, и долгого дыхания ему явно не хватает.

– Согласна, но ведь не одни только журналисты «заряжены» на быстрый результат!

– Да все мы такие. Потому что живём в культуре репродукции. Человеку проще купить диск, чем пойти на концерт в Останкино и послушать подлинную музыку XVIII века в аутентичном исполнении и в подлинных интерьерах. Легче купить дорогущий альбом с репродукциями, чем пойти и взглянуть на подлинники. А для чего созданы музеи, архивы, библиотеки?

– Как для чего – для хранения наследия!

– То есть подлинников. А музею, чтобы выжить, надо себя рекламировать с помощью репродукции. И девять из десяти этой репродукцией удовлетворятся. Потому что я, музейщик, равно как и мои коллеги по корпорации – библиотекари, архивисты, руководители всяческих клубов, – не воспитал в них вкуса к подлинному. Вкус этот отбили задолго до нас, но мы мало что делаем для того, чтобы его как-то восстанавливать. Это наш коллективный грех. Но если болезнь запущена, это вина не только врача, но и пациента. Те, у кого есть музейный позыв, что делают в первую очередь? Бегут в музей-монополист – в Эрмитаж, Лувр и т.д. Вы можете в один присест одолеть такое количество шедевров?

– Нет… Туда надо ходить год, два, три, а может, и всю жизнь.

– Предпочтительно последнее! Идите сегодня в Эрмитаж на Гогена или в Третьяковку на Поленова. Смакуйте то, что подлинно, – долго, вдумчиво, нежно и размеренно.

– Живущие в Питере могут всю жизнь ходить в Эрмитаж, а остальным что делать?

– Выбрать то, что милее всего, и посмотреть только это. Пусть это будет два, три зала.

– И всё?!

– И всё! Ну не успеете вы пробежать весь Эрмитаж. И что? Мир рухнет?

– Не рухнет…

– Ну не увидите вы Лувра вообще, предположим. А вы что, всё в своей стране уже перевидали и все красоты прочувствовали? Я не призываю отменить музеи-монополисты. Но есть же и иные. Ну приезжайте вы в Поленово, Останкино, Ораниенбаум и умрите от подлинности! Давайте научимся не глядеть, а смотреть, то есть видеть и чувствовать.

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS