«Страна Воскресения» – проект, представляющий в теснейшем взаимодействии наследие двух современных мастеров, творивших в разных сферах искусства, но необычайно близких в своих художественных устремлениях. Вместе с тем это оригинальная попытка донести до сегодняшней аудитории опыт восприятия «храмового действа как синтеза искусств» выраженного в единстве Слова, его музыкального звучания и пластического воплощения.
Проект назван словами Георгия Свиридова о России, написанными им на полях книги И.А. Ильина. Его «Песнопения и молитвы» – плод осмысления сложного, подчас трагического пути жизни русского народа на протяжении последнего столетия. Альбом «Сквозь пелену пяти веков» Юрий Холдин создавал с такой же болью и радостью одновременно, об исторической судьбе нашей страны, мысля его как «поэму о России», способной «незримо возрождаться в зримом умирании» (И.А. Ильин). В редком созвучии двух произведений, итоговых в творчестве композитора Г.В. Свиридова (1991–1997 – годы написания «Песнопений и молитв») и художника светописи Ю.И. Холдина (1994–2002 – годы создания проекта «Свет фресок Дионисия – миру»), – некий камертон духовных процессов, происходящих в нашем обществе с начала 90-х гг., констатирующий факт: духовное возрождение невозможно без восстановления связи с национальной традицией, без осознания нашего глубинного родства с великой христианской культурой.
В обоих произведениях сквозь призму общих в силу единства веры исторических переживаний раскрывается духовная мощь классического наследия. Традиция, которой следуют композитор и светописец, преломлённая творческой индивидуальностью каждого из них, оживает, дышит, пульсирует, становясь бесспорным достоянием и высочайшим достижением отечественной культуры последнего времени.
Следование по стопам великих предшественников «в их недостижимую высоту» и у Свиридова и у Холдина – в едином сплаве с той вдохновенной самобытной новизной, в которой можно увидеть неостановимое движение православного русского духа.
«...Музыку я пишу из глубины души, – говорил Георгий Свиридов. – Смысл текста должен совпадать с тем, что я стремлюсь высказать как композитор». Такое понимание своих художественных задач необыкновенно перекликается с принципом «осмысленного показа», который исповедовал в своём творчестве Юрий Холдин. Его дар приобщения зрителя к тайне дионисиевых образов называют сегодня «богословской светописью», явлением уникальным и неповторимым: подлинная красота и светоносная сила святых образов раскрываются современной аудитории благодаря его искусству, которое он считал не менее ответственным служением, чем писание их.
Композиционное и ассоциативно-богословское развитие видеоряда «Страны Воскресения», исключающее внешнюю кинематографическую динамику, продиктовано близостью внутреннего строя фрески и её фотографического исполнения. Элемент иллюстративности у Дионисия преодолён созерцательной приобщённостью к обратной, евангельской перспективе. Поэтому только при условии созерцательного погружения в мир образов, лаконичных по композиционному решению и ёмких по внутренней наполненности, раскрывается сила их воздействия. Единым звучанием фресок с музыкально-поэтическим строем молитв и песнопений обусловлена тончайшая пластика дионисиевской линии, утончённость цветовых соотношений, особая высветленность всей палитры фресковой росписи. Светописное раскрытие образов усиливается мягкостью и энергичностью рисунка, чистотой и прозрачностью звучания «Песнопений и молитв».
«Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы... Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», – писал Георгий Свиридов. Его труд, пропитанный духом русского православия, содействует нашей тесной молитвенной связи с теми, чьи образы запечатлел Дионисий и подлинную светоносную силу которых донёс до нас художник светописи Юрий Холдин.