Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Свет музыки и фресок

01 января 2007

ПАМЯТЬ

«Страна Воскресения» – проект, представляющий в теснейшем взаимодействии наследие двух современных мастеров, творивших в разных сферах искусства, но необычайно близких в своих художественных устремлениях. Вместе с тем это оригинальная попытка донести до сегодняшней аудитории опыт восприятия «храмового действа как синтеза искусств» выраженного в единстве Слова, его музыкального звучания и пластического воплощения. 

Проект назван словами Георгия Свиридова о России, написанными им на полях книги И.А. Ильина. Его «Песнопения и молитвы» – плод осмысления сложного, подчас трагического пути жизни русского народа на протяжении последнего столетия. Альбом «Сквозь пелену пяти веков» Юрий Холдин создавал с такой же болью и радостью одновременно, об исторической судьбе нашей страны, мысля его как «поэму о России», способной «незримо возрождаться в зримом умирании» (И.А. Ильин). В редком созвучии двух произведений, итоговых в творчестве композитора Г.В. Свиридова (1991–1997 – годы написания «Песнопений и молитв») и художника светописи Ю.И. Холдина (1994–2002 – годы создания проекта «Свет фресок Дионисия – миру»), – некий камертон духовных процессов, происходящих в нашем обществе с начала 90-х гг., констатирующий факт: духовное возрождение невозможно без восстановления связи с национальной традицией, без осознания нашего глубинного родства с великой христианской культурой. 

В обоих произведениях сквозь призму общих в силу единства веры исторических переживаний раскрывается духовная мощь классического наследия. Традиция, которой следуют композитор и светописец, преломлённая творческой индивидуальностью каждого из них, оживает, дышит, пульсирует, становясь бесспорным достоянием и высочайшим достижением отечественной культуры последнего времени. 

Следование по стопам великих предшественников «в их недостижимую высоту» и у Свиридова и у Холдина – в едином сплаве с той вдохновенной самобытной новизной, в которой можно увидеть неостановимое движение православного русского духа. 

«...Музыку я пишу из глубины души, – говорил Георгий Свиридов. – Смысл текста должен совпадать с тем, что я стремлюсь высказать как композитор». Такое понимание своих художественных задач необыкновенно перекликается с принципом «осмысленного показа», который исповедовал в своём творчестве Юрий Холдин. Его дар приобщения зрителя к тайне дионисиевых образов называют сегодня «богословской светописью», явлением уникальным и неповторимым: подлинная красота и светоносная сила святых образов раскрываются современной аудитории благодаря его искусству, которое он считал не менее ответственным служением, чем писание их. 

Композиционное и ассоциативно-богословское развитие видеоряда «Страны Воскресения», исключающее внешнюю кинематографическую динамику, продиктовано близостью внутреннего строя фрески и её фотографического исполнения. Элемент иллюстративности у Дионисия преодолён созерцательной приобщённостью к обратной, евангельской перспективе. Поэтому только при условии созерцательного погружения в мир образов, лаконичных по композиционному решению и ёмких по внутренней наполненности, раскрывается сила их воздействия. Единым звучанием фресок с музыкально-поэтическим строем молитв и песнопений обусловлена тончайшая пластика дионисиевской линии, утончённость цветовых соотношений, особая высветленность всей палитры фресковой росписи. Светописное раскрытие образов усиливается мягкостью и энергичностью рисунка, чистотой и прозрачностью звучания «Песнопений и молитв». 

«Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях... Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы... Для меня Россия – страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа», – писал Георгий Свиридов. Его труд, пропитанный духом русского православия, содействует нашей тесной молитвенной связи с теми, чьи образы запечатлел Дионисий и подлинную светоносную силу которых донёс до нас художник светописи Юрий Холдин.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS