Входите тесными вратами: Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Вече, 2007. – 352 с.
«Я себя под Господом чищу», – мог бы, изменив известную строку Владимира Маяковского, заявить Александр Волин, потому что всё его творчество как бы просвечивается лучами Евангелия, цитаты из которого выступают в качестве обязательного эпиграфа-прожектора, установленного над каждым из стихотворений поэта. При этом его стихи не имеют ничего общего с тем переложением евангельских сюжетов на язык поэзии, которым занимались другие поэты. Книга А. Волина – это, скорее, проекция нашей сегодняшней жизни на библейские истины, благодаря чему она оказывается важна для нас не только художественными образами, но и своей живой злободневностью, соединяющей время жизни Иисуса Христа и Его апостолов с днём нынешним. Хотя, как говорит в одном из стихотворений автор, не очень-то наш мир с того времени и изменился, скорее уж, наоборот: «Всё на Земле осталось в силе / с тех пор, как жил Христос на ней, / лишь проявляется сильней…»
О Библии неслучайно говорят, что это – книга на все времена. Открой что Ветхий, что Новый Завет – там повсюду говорится о нас и нашем сегодняшнем времени. В какую строку Священного Писания ни упрись взглядом – она адресована или нам, или тем, кто живёт сегодня рядом с нами: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!» – говорит, например, в Первом Послании к коринфянам апостол Павел, и, видя, как это проецируется на наши нынешние проблемы, Александр Волин разворачивает вслед за его словами картину «царствования» уже сегодняшних пресытившихся: «Вот вы: олигархи, магнаты, / борцы за себя – депутаты, / чины – президенты, министры, / хвалёные постмодернисты, / хоть в детстве мы с вами дружили, / чужими вы стали, чужими, / и духом, и словом, и делом; / всегда вы «пушистые», «в белом», / а мы – даже если чуть живы – / чужие для вас мы, чужие…» На первый взгляд поэт только иллюстрирует своими сегодняшними мыслями упрёк апостола тогдашним толстосумам, возомнившим себя царями мира, но всякий, кто хотя бы однажды читал Евангелие, видя нарисованную Волиным картину разделения сегодняшнего российского общества на богатых и бедных, не сможет не вспомнить слова Спасителя о том, что «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф. 12:25). Так закольцовывается пробуждённый евангельскими строками творческий посыл, нашедший своё отражение в картине сегодняшней жизни России и уже этой картиной вызвавший воспоминание о других строках священного Евангелия.
Уникальность Нового Завета заключается ещё и в том, что оно предсказывает нам картины не только общественных метаморфоз, что можно было бы предвидеть при помощи одной логики, но и природно-стихийных катаклизмов – тех бедствий, часть из которых происходит сегодня уже на наших глазах. Ну как не вспомнить о гигантской океанской волне, смывшей тысячи отдыхающих на острове Пхукет, или о шествующих по планете эпидемиях СПИДа, птичьего гриппа и множестве других болезней и трагедий нашего времени, когда читаешь в Евангелии о том, что: «Будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления и великие знамения с неба. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются». Глядя в свете этого пророчества на сегодняшнюю жизнь, Александр Волин пишет: «О, наконец, всем миром поняли: / страшнее бомбы водородной / грозит отсутствие гармонии / меж человеком и природой – / больной, придушенной, отравленной; / и ярость недр возмущённых / на человека вся направлена, / и предстоит не раз ещё нам / изведать взрыв землетрясения / и смертоносный гул цунами…» Сопоставляя слова евангелиста Луки с реальностью пришедшего к нам тысячелетия, поэт продляет вектор евангельского предсказания, предупреждая читателей о том, что если мы не изменим своего отношения к созданному Богом миру, то ответные удары стихийных сил никогда не закончатся…
Однако есть в книге Волина стихотворения, которые, казалось бы, едва соприкасаются со светящимся в их эпиграфе смыслом и воздействуют собой не столько на сознание читателя, сколько на его подсознание и душу. Это – лирика в её чистом виде, и она представляет собой едва ли не лучшие страницы творчества поэта: «Вся в поверьях и наветах, / оглушая тишиной, / ночь качается на ветках, / ночь колдует надо мной, / шелестя тепло и нежно, / что-то важное шурша, / и парит во тьме кромешной / просветлённая душа».
Главное в творчестве Волина – то, что он нашёл верную систему координат для своей поэзии, представляющую собой проекцию всего, что происходит в сердце поэта и вокруг него, на Священное Писание. Под невечерним светом Евангелия мирские тени растворяются, и очень многое становится яснее и понятнее. Святыми не рождаются, святыми становятся. У Бога нет работников первого часа и последнего часа – для Него все одинаково равны и любимы, надо только вспомнить о Нём и прийти к Нему. Александр Волин призывает нас своими стихами сделать этот спасительный шаг.
Контактные телефоны для заинтересованных лиц – представителей книгоиздательств и книжной торговли: 8-499-788-05-75, 8-499-788-02-03