В сентябре вспоминали славные имена – Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна. Имели место приятные неожиданности. Светлановский оркестр под управлением Владимира Юровского исполнил сочинение современного и по композиторским меркам ещё очень молодого автора Алексея Ретинского «De Profundis». Ретинский получил музыкальное образование во многих славных учебных заведениях и, скорее всего, пребывал там не напрасно. Музыка напоминала то «Бар в Фоли-Берже» Эдуарда Мане во всех вариантах, то вечность, замирающую вне времени и поглощающую все звуки мира. Слушать было интересно. Автор вышел на поклоны с задорной косичкой на голове и обнимал дирижёра. Было за что. Оркестр блестяще справился с исполнением этой новой и удивительной музыки.
В этот же вечер с оркестром играл и пианист Александр Гаврилюк. Всегда событие. В прошедшем сезоне он не навещал Москву, были проблемы с рукой. Но, слава богу, теперь они исчерпаны, в чём все и убедились, слушая «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова. Отличительная и покоряющая черта пианиста в том, что самое заигранное произведение у него звучит как абсолютно новое и неизвестное. Будто бы Сергей Васильевич Рахманинов только вчера всё это написал. Строг к себе, самокритичен, любознателен, потому, видимо, всегда в чём-то неожидан. И не думает меняться!
Консерватория обзавелась собственными абонементами. Возможность играть в приличных залах появилась у многих молодых музыкантов. Послушал выступление пианиста Дмитрия Каприна из затеи под названием «Шопениана». Основными в программе были этюды Шопена. Как известно, посвящённые Листу и графине д’Агу. Опусы 10 и 25. Исполнитель усадил Шопена в императорскую колесницу, противную самой сущности композитора, и громыхал на ней часа полтора. Очень квалифицированно – всё было правильным. Понятно, где «гибкость и растяжка правой руки», ломаные арпеджио и чёрные клавиши, двойные ноты легато и гаммообразные пассажи. Всё умел Дмитрий Каприн. Но где интонации Шопена? Чем, собственно, сочинение и отличалось от всех остальных известных этюдов. Интонационную риторику Каприна можно было бы назвать «доцентовской»: всё правильно, но неизвестно зачем. Очень жаль. Надеюсь, прочие выступления в «Шопениане» будут ближе к композитору.
Самое трогательное сентябрьское воспоминание было посвящено Елизавете Григорьевне Гилельс. Внук талантливых скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс ассистент-стажёр МГК Даниил Коган посвятил бабушке интересную концертную программу в Малом зале консерватории. Вместе с пианистом Олегом Худяковым. У Даниила, единственного теперь скрипача из знаменитой фамилии, выхода нет, надо ей соответствовать. Замечу, что надежды есть: каждое выступление всё серьёзнее и значительнее. Не исключение и этот концерт. Исполнение Крейслера, Брамса, Изаи, Франка было вдохновенным, ярким, очень выразительным. Многообещающий союз с Худяковым. Редкое взаимопонимание музыкантов, чуткий рояль и удивительная способность сохранять все индивидуальные достоинства партий. Олег Худяков – один из самых способных пианистов своего поколения. По моим наблюдениям, беспокойный человек, любитель творческих авантюр. Просыпается – и уже знает, чем осложнить жизнь себе и окружающим. Почти всегда это ему удаётся. Когда нет – переживает и тут же придумывает новые приключения на собственную голову. А рояль у него лёгкий, увлекающий, вдумчивый, сложности, кажется, не для него. Слушать – подлинное удовольствие. Так что столетие Елизаветы Григорьевны Гилельс было музыкальным и запоминающимся!
В Большом зале консерватории играл Андрей Коробейников. Ни на кого не похожий, что замечательно. Он и к роялю выходит не в традиционном образе: на этот раз – распахнутый пиджак, и ворот рубашки один наверху, другой спрятавшийся. Обещает неожиданности. Большей частью приятные – удачно играл в прошедшем сезоне Четвёртый концерт Рахманинова в зале Чайковского, запомнился исполнением сонат Шостаковича слушателям ежегодного музыкального фестиваля профессора Московской консерватории Людмилы Кокоревой. Но вот «32 вариации на темы Диабелли» Бетховена как-то не воодушевили. Скуповато обошёлся с эмоциями композитора, да и со своими собственными тоже. Бывает!
Объявлено о подготовке VIII Международного конкурса пианистов памяти легендарной Веры Лотар-Шевченко. По традиции он пройдёт в г. Екатеринбурге с 29 августа по 11 сентября 2020 года. «ЛГ», как обычно, расскажет об этом уже популярном событии.