Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 октября 2019 г.
Искусство

Свет памяти

09 октября 2019

В сентябре вспоминали славные имена – Геннадия Рождественского, Евгения Светланова, основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна. Имели место приятные неожиданности. Светлановский оркестр под управлением Владимира Юровского исполнил сочинение современного и по композиторским меркам ещё очень молодого автора Алексея Ретинского «De Profundis». Ретинский получил музыкальное образование во многих славных учебных заведениях и, скорее всего, пребывал там не напрасно. Музыка напоминала то «Бар в Фоли-Берже» Эдуарда Мане во всех вариантах, то вечность, замирающую вне времени и поглощающую все звуки мира. Слушать было интересно. Автор вышел на поклоны с задорной косичкой на голове и обнимал дирижёра. Было за что. Оркестр блестяще справился с исполнением этой новой и удивительной музыки.

В этот же вечер с оркестром играл и пианист Александр Гаврилюк. Всегда событие. В прошедшем сезоне он не навещал Москву, были проблемы с рукой. Но, слава богу, теперь они исчерпаны, в чём все и убедились, слушая «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова. Отличительная и покоряющая черта пианиста в том, что самое заигранное произведение у него звучит как абсолютно новое и неизвестное. Будто бы Сергей Васильевич Рахманинов только вчера всё это написал. Строг к себе, самокритичен, любознателен, потому, видимо, всегда в чём-то неожидан. И не думает меняться!

Консерватория обзавелась собственными абонементами. Возможность играть в приличных залах появилась у многих молодых музыкантов. Послушал выступление пианиста Дмитрия Каприна из затеи под названием «Шопениана». Основными в программе были этюды Шопена. Как известно, посвящённые Листу и графине д’Агу. Опусы 10 и 25. Исполнитель усадил Шопена в императорскую колесницу, противную самой сущности композитора, и громыхал на ней часа полтора. Очень квалифицированно – всё было правильным. Понятно, где «гибкость и растяжка правой руки», ломаные арпеджио и чёрные клавиши, двойные ноты легато и гаммообразные пассажи. Всё умел Дмитрий Каприн. Но где интонации Шопена? Чем, собственно, сочинение и отличалось от всех остальных известных этюдов. Интонационную риторику Каприна можно было бы назвать «доцентовской»: всё правильно, но неизвестно зачем. Очень жаль. Надеюсь, прочие выступления в «Шопениане» будут ближе к композитору.

Самое трогательное сентябрьское воспоминание было посвящено Елизавете Григорьевне Гилельс. Внук талантливых скрипачей Леонида Когана и Елизаветы Гилельс ассистент-стажёр МГК Даниил Коган посвятил бабушке интересную концертную программу в Малом зале консерватории. Вместе с пианистом Олегом Худяковым. У Даниила, единственного теперь скрипача из знаменитой фамилии, выхода нет, надо ей соответствовать. Замечу, что надежды есть: каждое выступление всё серьёзнее и значительнее. Не исключение и этот концерт. Исполнение Крейслера, Брамса, Изаи, Франка было вдохновенным, ярким, очень выразительным. Многообещающий союз с Худяковым. Редкое взаимопонимание музыкантов, чуткий рояль и удивительная способность сохранять все индивидуальные достоинства партий. Олег Худяков – один из самых способных пианистов своего поколения. По моим наблюдениям, беспокойный человек, любитель творческих авантюр. Просыпается – и уже знает, чем осложнить жизнь себе и окружающим. Почти всегда это ему удаётся. Когда нет – переживает и тут же придумывает новые приключения на собственную голову. А рояль у него лёгкий, увлекающий, вдумчивый, сложности, кажется, не для него. Слушать – подлинное удовольствие. Так что столетие Елизаветы Григорьевны Гилельс было музыкальным и запоминающимся!

В Большом зале консерватории играл Андрей Коробейников. Ни на кого не похожий, что замечательно. Он и к роялю выходит не в традиционном образе: на этот раз – распахнутый пиджак, и ворот рубашки один наверху, другой спрятавшийся. Обещает неожиданности. Большей частью приятные – удачно играл в прошедшем сезоне Четвёртый концерт Рахманинова в зале Чайковского, запомнился исполнением сонат Шостаковича слушателям ежегодного музыкального фестиваля профессора Московской консерватории Людмилы Кокоревой. Но вот «32 вариации на темы Диабелли» Бетховена как-то не воодушевили. Скуповато обошёлся с эмоциями композитора, да и со своими собственными тоже. Бывает!

Объявлено о подготовке VIII Международного конкурса пианистов памяти легендарной Веры Лотар-Шевченко. По традиции он пройдёт в г. Екатеринбурге с 29 августа по 11 сентября 2020 года. «ЛГ», как обычно, расскажет об этом уже популярном событии. 

Тэги: Музыка Новости Творчество Семь нот Юрий Данилин
Обсудить в группе Telegram

Юрий Данилин

Заместитель главного редактора “Литературной га... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На книжной дистанции

    12.03.2025
  • «Я русская»

    16.10.2024
  • Сочи. «Сириус». Аплодисменты

    20.06.2024
  • Беспилотник от писателей

    08.03.2024
  • Факты как основа

    22.09.2023
  • Под сенью олимпийских муз

    801 голосов
  • В ожидании музыки

    149 голосов
  • Андрей Макаревич: «Я ненавижу конспирологию…»

    95 голосов
  • Вопиющие гласы

    79 голосов
  • Гений

    60 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS