В рамках Дней празднования памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Православные иконы России, Украины, Беларуси». Это совместный проект трёх ведущих музеев – Государственной Третьяковской галереи, Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника и Национального художественного музея Республики Беларусь.
Основная цель проекта – показать своеобразие и родство в области изобразительного искусства трёх братских народов, имеющих единые корни и общего наставника – Византию. На пресс-конференции, предшествовавшей открытию выставки, директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов отметил, что это самая ответственная выставка этого года, и подготовлена она была на высшем уровне. «Мы обращаемся к нашим общим истокам, к православной вере и её самому яркому воплощению в творчестве, художественному воплощению – к иконам», – отметила заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева.
С древнейших времён изображения Христа Спасителя, Божией Матери, ангельских чинов и святых пользовались глубочайшим почитанием у верующих. Иконы стали вершиной не только церковного искусства, они пополнили сокровищницу мировой культуры. Икона – это целый мир, объединяющий православные народы. Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала явлением в культуре каждой из стран. В иконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями уходящие в глубину веков. На протяжении столетий именно икона и приверженность к православной вере являлись объединяющим началом, поддерживающим стремление народа отстоять своё национальное самосознание, язык, культуру.
Среди экспонатов выставки – иконы святых, общечтимых для трёх народов: «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Одигитрия», «Богоматерь Ильинская Черниговская», «Успение»; такие памятники, как семифигурный новгородский «Деисусный чин» XVI века, сложная подробная композиция «Рождество Христово» второй половины XVII века, «Иконостас» XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов и отражающая своеобразие русской иконописи (высокий иконостас зародился на Руси в XIV веке и позднее появился во всех остальных православных храмах).
Нынешняя экспозиция представляет более восьмидесяти икон с изображением ликов самых почитаемых в православии святых. В разделе ранних икон – иконы, сохранившиеся в собрании Третьяковской галереи. По этим древним памятникам можно судить о многообразии искусства древнерусских художественных центров – Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV–XVI веках. Так, самая древняя икона «Никола» датируется первой половиной XIV века, а её особые качества (использование колорита, основанного на сочетании сближенных тонов, стремление к мягкости и лиричности образа) позволяют считать местом её возникновения ростовско-ярославский регион. На выставке представлены иконы первых канонизированных русских святых – князей Бориса и Глеба, киевского князя Владимира Красно Солнышко, митрополита Ростовского Димитрия, автора-составителя широко известного труда «Четьи Минеи».
Один из самых ценных памятников – икона XV века «Успение Богоматери», или, как её ещё называют, «Голубое Успение» – за необыкновенно чистый голубой цвет, который редко встречается в русской иконе. По устному преданию, эту икону Успения Богоматери обнаружили на колокольне в Минске.
Киево-Печерский заповедник и Национальный художественный музей Республики Беларусь привезли в Москву настоящие жемчужины своих коллекций, многие из которых в России ещё не видели. Включённые в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с её разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI–XIX веков от поствизантийского периода до эпохи барокко – времени расцвета украинской национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представляет иконы из различных регионов – Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.
Представленные на выставке памятники из Национального художественного музея Республики Беларусь – только небольшая часть сохранившегося до наших дней духовного художественного наследия белорусского народа. Географическое положение страны между католическим Западом и православным Востоком обусловило особый путь развития местной иконописи, отличающейся яркими национальными чертами. Особенности белорусской иконы, её национальный характер ярко выявились в памятниках XVI–XVIII веков. Несмотря на нестабильную политическую ситуацию, проблемы с государственным статусом, поликонфессиональный характер культуры Беларуси, иконопись этого времени свидетельствует о высоком уровне творчества белорусских мастеров от эпохи Ренессанса до века Просвещения. Сохранившиеся экспонаты демонстрируют разнообразие стилей и направлений национальной иконы – от памятников, наследующих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма. Под влиянием западноевропейского искусства в белорусской иконописи XVI века наблюдается поиск новых выразительных средств на пути к созданию более «жизненной» трактовки изображений святых. В стилевом отношении эти самобытные памятники сочетают черты позднего Ренессанса и раннего барокко. Представленные иконы отражают демократическое мировоззрение мастеров, адресную направленность слоям мелкой и средней шляхты. Многие из белорусских иконописцев – выходцы из народной среды.
Самое раннее из известных в Беларуси изображений «Рождество Богоматери» относится к XVI веку. Это икона из Николаевской церкви в селе Ляховцы Брестской области. Она представляет собой соединение сюжетов: традиционного варианта иконографии с фигурой праведной Анны, дев с дарами и сценой омовения новорождённой Марии и сцену «Ласкание Богоматери», известную по русским иконам XV–XVI веков.
Пресвятая Богородица – один из самых почитаемых образов в мировом искусстве. В Беларуси наибольшее распространение получили иконы «Богоматерь Одигитрия» как воплощение идеи заступничества и милосердия. Пинская «Одигитрия», например, по стилистической близости приписывается мастеру Георгиусу, отличается лиризмом и мягкой женственностью образа Богоматери. Плавные линии силуэта, утончённая живопись красного, синего, голубого, охристого тонов в сочетании с золотым фоном создают праздничный образ. Икона является парной к иконе «Спас Вседержитель».
В Третьяковской галерее выставка будет открыта до 13 июля, с 28 июля по 14 сентября её представят в Киево-Печерской лавре, а с 29 сентября по 9 ноября – в Национальном художественном музее Минска.
К выставке издан каталог, открывающийся приветствиями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, митрополита Киевского и всея Украины Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, а также приветствиями директоров трёх музеев. В каждой из стран каталог будет издан на государственном языке.