Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 июля 2025 г.
  4. № 27 (6991) (09.07.2025)
Библиосфера Культура

«Свет в основе всего мироздания»

Вышли в свет мемуары знаменитого художника Эрика Булатова

10 июля 2025

Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж

«С самого раннего детства, примерно лет с шести, я знал, что должен стать художником, начал свой путь и сохранил верность призванию на всю жизнь. Я жил искусством, страдал, мучился. Не всегда получалось то, что я хотел выразить, когда рисовал. Я ошибался и падал, сбивался с пути, но упрямо выбирался на свою дорогу и прошёл её до конца, насколько мог, насколько хватило внутренних возможностей, способностей и сил».

Этими словами знаменитый русский художник подвёл итоги своей творческой жизни в мемуарах «Эрик Булатов рассказывает», которые только что вышли в издательстве «Бомбора».

С присущей ему искренностью и честностью автор повествует о годах войны, гибели на фронте его отца, который ушёл воевать добровольцем, об эвакуации, о возвращении в Москву, своих жизненных и художественных университетах, творческих перепутьях, первых работах и выставках, учителях и соратниках, своём любимом городе Москве.

Книгу он посвятил Наташе, которая стала третьей его женой, – с бесконечной любовью и признательностью. Его первые два брака оказались неудачными. Но встреча с Наташей, по его словам, «совсем иная история». На протяжении нескольких десятилетий Наташа «играет в моей жизни исключительную роль». «Самое главное для меня то, что я женился на Наташе, она моё счастье, моя счастливая судьба и звезда», – говорил Булатов «ЛГ» в интервью, посвящённом его 90 летию. Эрик после долгой совместной жизни сегодня по-прежнему влюблён в свою спутницу и музу.

«Свобода»

Самой первой выставке Эрика Владимировича в начале 70 х годов в легендарном Курчатовском институте было суждено сразу войти в историю. По воле властей продолжалась она всего три четверти часа и установила, полагает Булатов, по продолжительности мировой рекорд, который, видимо, едва ли удастся побить и в обозримом будущем.

В дальнейшем художник никогда не участвовал ни в одной неофициальной – в том числе и нашумевшей Бульдозерной – выставке и посему заслужил гневные упреки своих близких знакомых из числа «крайне передовых левых», обвинивших его в трусости. «Почему не участвовал? – задавался вопросом Булатов. – Потому что я художник, а не политический деятель. Не могу соединить и то и другое… Потому что для меня выставка была необходима как возможность показать свою живопись, а не выразить свою гражданскую позицию».

В своё время по Москве ходил анекдот, вспоминает Булатов. «Кто такие формалисты?» – «А это у кого фамилии на букву «ф» – Фальк, Фаворский и Фонвизин». Именно они повлияли в первую очередь на становление молодого Булатова-художника, стали его учителями. Для Эрика Фальк был живописной культурой. Фаворский – мудростью искусства, его совестью. Фонвизин воплощал артистизм, его великую свободу.

В 1988 году Эрик с Наташей отправились на его первую выставку в Европу – в Цюрих. Затем последовала череда экспозиций в Германии, Голландии, Англии, Соединённых Штатах и, наконец, в одном из главных музеев современного искусства – Центре Помпиду в Париже, где к тому времени обосновалась целая колония русских художников, покинувших Советский Союз. Издававшаяся на берегах Сены «Русская мысль», которая считалась органом русской диаспоры, откликнулась на событие убийственной заметкой в несколько строк: «Если по первым работам Булатова ещё можно предположить, что из него что-то получится, то по последним видно, что никогда ничего хорошего из него не выйдет». Булатов был ошарашен: «Ясно, что это не рецензия, а желание меня оскорбить. Поставить на место, потому что я забрался на такую высоту. Все лучшие художники и так во Франции. Но они здесь не пользуются успехом… Так надолго завершились мои отношения с русской эмиграцией».

«Улица Красикова»

Две ретроспективы Булатова в Москве прошли в 2006 и 2014 годах – в Третьяковке и Манеже. Обе собрали великое множество народу. Причём в Манеж пришла одна молодёжь: «Казалось, это другая эпоха и другое время, – пишет мэтр, – другое поколение, а именно эти молодые, новые люди интересуются тем, что я делаю сейчас, и воспринимают новое, живое, а не устаревшее, принадлежавшее музейной эпохе. Это было для меня самое радостное».

Из всех творческих задач, которые решает Булатов, в последние годы самой важной становится проблема не только пространства, но и света. Что в основе всего – темнота или свет? Он всё яснее убеждается, что это свет, который художник называет своей верой, своим Богом. И вообще свет и есть суть всего мироздания.

В живописи для Булатова-классика самое важное – противостояние чёрного с белым. И одна из его последних картин, «Белая точка», – это как бы вызов Малевичу и его апокалиптическому «Чёрному квадрату». Она глубже чёрного, она сильнее его, светится сквозь его толщу, даёт нам надежду.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Отчего люди не летают!»

    11.07.2025
  • Умна и своенравна

    11.07.2025
  • Халатная жизнь

    11.07.2025
  • Кто нам свой?

    10.07.2025
  • Змея египетская

    10.07.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS