Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 31 марта 2016 г.
Искусство

Светлана Врагова: «Театр стоит на любви»

31 марта 2016

Зима тревоги для московских театров сменилась не менее тревожной весной: власти города намерены поставить финансирование в зависимость от эффективности той или иной труппы. По мнению художественного руководителя Московского театра «Модернъ», поиск путей к взаимопониманию сегодня является самой актуальной задачей для деятелей театра и для чиновников, попечению которых театр вверен.


– Светлана Александровна, а возможно ли оно в принципе – взаимопонимание между чиновниками, вершащими судьбы театров, и самими театрами?

– Безусловно. Несмотря на разность подходов к проблеме. Ведь что у нас получается? И чиновники, и театры ставят во главу угла человека, ради которого театр и существует на свете, – зрителя. Но первые оперируют экономическими категориями, а вторые – категориями духовными и творческими. Да, городской бюджет в условиях кризиса необходимо расходовать максимально взвешенно. Но даже когда речь идёт о промышленном предприятии, которое признано нерентабельным, рачительный хозяин подумает о том, как его модернизировать, сберегая средства, которые в него уже вложены, и думая о судьбе тех, кто на этом предприятии работает. Какой худ­рук не мечтает о том, чтобы каждый вечер у него был бы аншлаг! Но театр – не предприятие по производству билетов: много билетов продал – молодец, мало – ай-яй-яй, стань в угол! Поэтому думать нам нужно не только о том, чтобы в кассу очередь не иссякала, но и о том, что увидит зритель, купивший заветный билетик, что почувствует на спектакле, с какими мыслями выйдет из театра…

– В вашем театре всегда аншлаг. Кто же отвечает за очередь в кассу?

– В идеале как раз за очередь в кассу отвечает художественный руководитель театра, задающий его эстетику. Слаженные тандемы худрук – директор, где оба работают на общее дело, сегодня встречаются крайне редко. Именно поэтому худруки, особенно те, кто сам создавал свой театр с нуля, порой просто вынуждены совмещать обе ипостаси. Директор должен чувствовать специфику, если хотите – природу, предназначение театра, в котором работает. У «человека с улицы» этому пониманию взяться неоткуда. Даже опыт работы в других театрах не всегда обеспечивает директору успех на новом месте – сколько раз за 28-летнюю историю нашего «Модерна» мне приходилось после варяга-директора самой наводить порядок...


– «Чувствомера» пока ещё никто не изобрёл, а вот количество проданных билетов – показатель осязаемый и измеряемый!

– И не надо его изобретать! Где гарантия, что такой сверхчувствительный – а как же иначе! – прибор будет работать без сбоев?

– Но на собственные чувства чиновник полагаться может?

– Надо полагать, может! Все проблемы можно будет решать эффективно и конструктивно. Не об этом ли мечтают чиновники Департамента культуры, если они сами станут зрителями?! Было бы замечательно, если бы наше руководство было ознакомлено с большинством вверенных им театров, а в идеале со всеми. Невозможно судить о том, что собой представляет каждый конкретный театр, если не видеть его спектаклей.

– Но в столице почти 90 муниципальных театров!– Для такого города, как Москва, это совсем немного, учитывая то, как она разрослась за последнее время. Могу вас уверить, что в пересчёте на душу населения наши 88 театров вовсе не перекрывают «мировые стандарты»! И если уж оценивать театры с позиций расходования бюджетных средств, то разумней вникнуть в положение дел в каждом коллективе и помочь ему использовать эти средства с максимальной отдачей и для театра, и для бюджета, а не просто взять и урезать финансирование. Тем более что далеко не все театральные проблемы упираются в финансы. Конечно, посетить каждый театр, да ещё не по одному разу, чтобы объективно оценить сильные и слабые стороны каждой труппы, непросто. На это нужно время, и немалое. Так может, не стоит рубить сплеча и принимать судьбоносные решения стахановским методом?! Руководители театров – коллеги не дадут мне соврать – готовы к диалогу, к заинтересованному разговору на равных: приходите, смотрите, высказывайтесь сами, выслушайте нашу точку зрения. Бухгалтерская ведомость, даже с самыми красноречивыми убедительными прибылями, не заменит личного впечатления от спектакля. Не секрет ведь, что очень часто кассовые спектакли не могут похвастаться мировоззренческой глубиной, а постановки сложные, с философским потенциалом, заставляющие человека что-то переосмыслить в своей жизни, далеко не всегда собирают полные залы.

14-2-13.jpg

– И зрителю нужно и то и другое…

– …и чем сложнее времена (а наши лёгкими никак не назовёшь), тем сильнее потребность в театре-друге, в месте, куда можно прийти и для того, чтобы сбросить эмоциональное напряжение, вдоволь нахохотавшись на незамысловатой комедии, и для того, чтобы обрести ясность мысли, сражаясь с терзающими душу вечными вопросами бытия.

– Но мы бы слукавили, если бы сбросили со счетов творческий поиск, без которого самый «эффективный» театр – всего лишь рентабельная «фабрика билетов». А творческие искания экономическими показателями объективно оценить и вовсе не представляется возможным!

– В том-то и дело, что увеличение финансирования повлияет на количество выпускаемых театром премьер, но не гарантирует их высокого художественного качества. Поиск потому и поиск, что результаты его заранее никому не известны. В этом отношении «Модернъ» – театр особенный. Это направление в отечественном театре с огромным трудом отвоевало себе место под солнцем, обширное наследие мастеров Серебряного века освоено хорошо если на сотую долю! Вот уж где сфера поиска необъятна, как Вселенная! Впрочем, любой театр, чтобы оставаться живым организмом, должен экспериментировать, и отнюдь не рентабельность – главный критерий театрального эксперимента.

– Как ни крути, а выходит, что театр должен совмещать трудносовместимое: и финансовый план выполнять, а лучше – перевыполнять, и думающего зрителя без пищи для ума и души не оставлять, и из творческого поиска не выпадать, дабы оставаться созвучным времени…

– Вот поэтому нам так важен равноправный заинтересованный диалог с теми, от кого зависит судьба театров как государственных учреждений культуры. И заместитель мэра Москвы по социальной политике Леонид Печатников – человек, наделённый государственным мышлением и стратегическим видением, понимающий, каким огромным потенциалом обладает театр. Но искусство стоит не только на профессионализме. Оно стоит на любви. Театр – не исключение. Вопрос, заданный Белинским больше полутора века назад, не утратил ни остроты своей, ни масштабности: любите ли вы театр? Если бы каждый, от кого зависит судьба его, смог бы, не кривя душой, дать на него положительный ответ…

Беседу вела Виктория ПЕШКОВА


Тэги: Театр Прямая речь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Словесность сохранит в человеке человеческое

    131 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS