Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Светлая живопись Елены Романовой

01 января 2007

ПАЛИТРА СТОЛИЦЫ

ОстанкиноМодно сегодня цитировать первого наркома просвещения Советского государства или нет, но мысль Анатолия Васильевича Луначарского о высоком звании интеллигента по-прежнему актуальна. На вопрос, сколько институтов нужно закончить, чтобы стать культурным, образованным человеком, он отвечал: три! Один диплом получит ваш дед, второй – отец и третий – вы сами.

Заслуженный художник РСФСР Елена Романова эти три вуза окончила. Её дедушка – профессор МГК, известный искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Папа – физик-ядерщик, работал с Курчатовым. Сама Лена – выпускница монументальной мастерской Суриковки. В 25 лет – член Союза художников СССР. Затем – престижные премии, выставки, признание прессы и широкой зрительской аудитории, нашей и зарубежной. Но так называемые победы – звания, награды, поездки в другие страны со своими персональными экспозициями – лишь внешняя канва «благополучной судьбы» состоявшегося художника. Были потери близких, разочарования в друзьях, неудовлетворённость собой, непонимание коллег. Но в житейских и профессиональных испытаниях она сохранила в себе главное – стремление к преодолению. По-прежнему готова к восхождению на любую вершину творчества. Потому что сама и воздвигает перед собой эту вершину. 

Её любимые имена в изобразительном искусстве – русские мастера Борис Кустодиев, Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин… Из американцев – Эндрю Уайет. Конечно, наш Александр Дейнека. 

Лена встретилась с ним в его мастерской на улице Горького. Длилась встреча около часа, а помнит её по сей день. Но за короткое время общения с молодой художницей выдающийся советский монументалист почувствовал характер и одарённость «посетительницы». 

«Лена Романова всерьёз обратила на себя внимание в 1972 году двумя картинами – «Председатель колхоза» и «Автопортрет». С тех пор её имя неизменно называют, когда речь заходит о наиболее даровитых молодых художниках семидесятых годов», – эти слова принадлежат уже другому академику, народному художнику СССР Евгению Кибрику.
Как же формировалась столь незаурядная личность? 

Рисовала с трёх лет. Буйство детской изобразительной фантазии никто из взрослых не направлял в «правильное» русло. И девочка сделала для себя неосознанный вывод: рисование – это полная свобода. То, что он оказался ошибочным, поняла только в спецшколе, где впервые услышала резавшие её слух понятия «как надо…» и «как не надо рисовать». 

Лена по своему характеру лидер. И в этом качестве проживает каждый день. Почувствовала за собой эту особенность рано, с первых лет учёбы. Надо было «срочно» начинать битву за себя, за своё место у натюрморта, гипсовой модели или натурной постановки. Выдерживать насмешки соучеников, что не так линию провела или нарушила пропорции тела натурщика. А замечания однокашника намного действенней, чем самые точные слова педагога… 

Лена в своих творческих пристрастиях многотемна. Она влюблена в родную столицу. Москва – лейтмотив её холстов, в основном исполненных в большом формате, чем достигается поразительная достоверность. Но знакомые силуэты церквей и кварталы новостроек мотивированно вливаются в композиционный строй произведений Романовой – «Портрет москвички», «Старая москвичка» на фоне Новодевичьего монастыря, «Весна на проспекте Мира»… Интересна портретная галерея известных москвичей: кинорежиссёра Ларисы Шепитько, искусствоведа Саввы Ямщикова, актрисы Инны Чуриковой, певицы Аллы Пугачёвой, актёра Валерия Золотухина… 

В своё время её поразил неординарностью своей натуры Василий Макарович Шукшин. Она решила написать его портрет. «Хорошо, – ответил тот, – но при одном условии: рядом со мной будут мои две доченьки». Этот телефонный разговор был единственным. Лена увидела Шукшина только на панихиде в Центральном доме кино. Но полотно «Семья писателя В.М. Шукшина», ставшее для неё программным, всё же написала. В 1976 году картина открывала Всесоюзную художественную выставку в Манеже. «Милая девушка Елена, не могу слов набрать, чтобы отблагодарить вас, родной ты наш человек, голубушка, – писала из Бийска Марья Сергеевна, мать Шукшина, получив от художницы репродукцию картины. – До двух часов ночи сидела, не могу насмотреться, и легла, закрою глаза и вижу сыночка с дочками. Целую крепко и земной поклон тебе за это, родная. Приезжай к нам». 

Лена приехала к ней, написала портрет, покорилась воле этой незаурядной женщины – мудрой, справедливой, меткой в выражениях (вот откуда речевые обороты у Василия Макаровича!). 

В США прошла персональная выставка москвички «Елена Романова – современный реалист». К вернисажу был выпущен солидный каталог. Автор вступления профессор Джанет Э. Кеннеди очень точно обратила внимание на непрерывность связей духовного мира с прошлым, с традициями и школами искусств прошедших веков: «Приверженность Романовой историческим источникам, как в стиле, так и в содержании, является характерной для всего поколения художников её страны». 

Но наиболее благодарная память её обращена к маме, которой она посвятила несколько полотен: «Автопортрет с матерью», большой триптих «Утро», «Радуга» и «Воспоминание». Написала эти картины, а чувство непреходящего долга по-прежнему гложет душу. «Преклоняюсь перед женским подвижничеством матери, – рассказывает Елена. – Удивитесь, если скажу о многолетней мечте своей: нарисовать её обнажённой. Она – совершенство, и я попытаюсь выразить это живописными средствами. Трагический уход из жизни моего брата подкосил здоровье мамы окончательно. Вскоре не стало и её. Я потеряла двух самых близких друзей своих – маму-подругу и брата-единомышленника. Учусь жить заново!» 

Глубокое уважение к прошлому – её корневая, родственная память. Память настоящего интеллигента. Ведь за её плечами всё же три вуза! 

Леонид КОЗЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Леонид Козлов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS