Модно сегодня цитировать первого наркома просвещения Советского государства или нет, но мысль Анатолия Васильевича Луначарского о высоком звании интеллигента по-прежнему актуальна. На вопрос, сколько институтов нужно закончить, чтобы стать культурным, образованным человеком, он отвечал: три! Один диплом получит ваш дед, второй – отец и третий – вы сами.
Заслуженный художник РСФСР Елена Романова эти три вуза окончила. Её дедушка – профессор МГК, известный искусствовед, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Папа – физик-ядерщик, работал с Курчатовым. Сама Лена – выпускница монументальной мастерской Суриковки. В 25 лет – член Союза художников СССР. Затем – престижные премии, выставки, признание прессы и широкой зрительской аудитории, нашей и зарубежной. Но так называемые победы – звания, награды, поездки в другие страны со своими персональными экспозициями – лишь внешняя канва «благополучной судьбы» состоявшегося художника. Были потери близких, разочарования в друзьях, неудовлетворённость собой, непонимание коллег. Но в житейских и профессиональных испытаниях она сохранила в себе главное – стремление к преодолению. По-прежнему готова к восхождению на любую вершину творчества. Потому что сама и воздвигает перед собой эту вершину.
Её любимые имена в изобразительном искусстве – русские мастера Борис Кустодиев, Михаил Нестеров, Кузьма Петров-Водкин… Из американцев – Эндрю Уайет. Конечно, наш Александр Дейнека.
Лена встретилась с ним в его мастерской на улице Горького. Длилась встреча около часа, а помнит её по сей день. Но за короткое время общения с молодой художницей выдающийся советский монументалист почувствовал характер и одарённость «посетительницы».
«Лена Романова всерьёз обратила на себя внимание в 1972 году двумя картинами – «Председатель колхоза» и «Автопортрет». С тех пор её имя неизменно называют, когда речь заходит о наиболее даровитых молодых художниках семидесятых годов», – эти слова принадлежат уже другому академику, народному художнику СССР Евгению Кибрику.
Как же формировалась столь незаурядная личность?
Рисовала с трёх лет. Буйство детской изобразительной фантазии никто из взрослых не направлял в «правильное» русло. И девочка сделала для себя неосознанный вывод: рисование – это полная свобода. То, что он оказался ошибочным, поняла только в спецшколе, где впервые услышала резавшие её слух понятия «как надо…» и «как не надо рисовать».
Лена по своему характеру лидер. И в этом качестве проживает каждый день. Почувствовала за собой эту особенность рано, с первых лет учёбы. Надо было «срочно» начинать битву за себя, за своё место у натюрморта, гипсовой модели или натурной постановки. Выдерживать насмешки соучеников, что не так линию провела или нарушила пропорции тела натурщика. А замечания однокашника намного действенней, чем самые точные слова педагога…
Лена в своих творческих пристрастиях многотемна. Она влюблена в родную столицу. Москва – лейтмотив её холстов, в основном исполненных в большом формате, чем достигается поразительная достоверность. Но знакомые силуэты церквей и кварталы новостроек мотивированно вливаются в композиционный строй произведений Романовой – «Портрет москвички», «Старая москвичка» на фоне Новодевичьего монастыря, «Весна на проспекте Мира»… Интересна портретная галерея известных москвичей: кинорежиссёра Ларисы Шепитько, искусствоведа Саввы Ямщикова, актрисы Инны Чуриковой, певицы Аллы Пугачёвой, актёра Валерия Золотухина…
В своё время её поразил неординарностью своей натуры Василий Макарович Шукшин. Она решила написать его портрет. «Хорошо, – ответил тот, – но при одном условии: рядом со мной будут мои две доченьки». Этот телефонный разговор был единственным. Лена увидела Шукшина только на панихиде в Центральном доме кино. Но полотно «Семья писателя В.М. Шукшина», ставшее для неё программным, всё же написала. В 1976 году картина открывала Всесоюзную художественную выставку в Манеже. «Милая девушка Елена, не могу слов набрать, чтобы отблагодарить вас, родной ты наш человек, голубушка, – писала из Бийска Марья Сергеевна, мать Шукшина, получив от художницы репродукцию картины. – До двух часов ночи сидела, не могу насмотреться, и легла, закрою глаза и вижу сыночка с дочками. Целую крепко и земной поклон тебе за это, родная. Приезжай к нам».
Лена приехала к ней, написала портрет, покорилась воле этой незаурядной женщины – мудрой, справедливой, меткой в выражениях (вот откуда речевые обороты у Василия Макаровича!).
В США прошла персональная выставка москвички «Елена Романова – современный реалист». К вернисажу был выпущен солидный каталог. Автор вступления профессор Джанет Э. Кеннеди очень точно обратила внимание на непрерывность связей духовного мира с прошлым, с традициями и школами искусств прошедших веков: «Приверженность Романовой историческим источникам, как в стиле, так и в содержании, является характерной для всего поколения художников её страны».
Но наиболее благодарная память её обращена к маме, которой она посвятила несколько полотен: «Автопортрет с матерью», большой триптих «Утро», «Радуга» и «Воспоминание». Написала эти картины, а чувство непреходящего долга по-прежнему гложет душу. «Преклоняюсь перед женским подвижничеством матери, – рассказывает Елена. – Удивитесь, если скажу о многолетней мечте своей: нарисовать её обнажённой. Она – совершенство, и я попытаюсь выразить это живописными средствами. Трагический уход из жизни моего брата подкосил здоровье мамы окончательно. Вскоре не стало и её. Я потеряла двух самых близких друзей своих – маму-подругу и брата-единомышленника. Учусь жить заново!»
Глубокое уважение к прошлому – её корневая, родственная память. Память настоящего интеллигента. Ведь за её плечами всё же три вуза!