Давно уже обсуждается тема, каким должно быть кино в эпоху СВО. Психологи полагают, что в военное время нужны весёлые комедии для поднятия настроения и мобилизующие драмы с чётким разделением сил зла и добра. Однако ничего этого нет. Сейчас большей частью фильмы и сериалы такие, будто нет никакого противостояния, нет военных действий и тысяч погибших. В последних рассмотренных нами российских сериалах («Первый номер» и «Дайте шоу») понятия добра и зла размыты, в героях же столько мерзости, что не знаешь, кому сочувствовать; и вроде время действия – 2024 год, но такое ощущение, что часы остановились где-то в 2013-м или 2007-м...
Многие наши именитые продюсеры, режиссёры и артисты как будто находятся под внешним управлением, боятся быть патриотами своей страны. Юрия Быкова, который снял в 2017-м изобличавший пятую колонну сериал «Спящие», либералы так затравили, что режиссёр кается, кажется, по сию пору и исправно снимает сериалы про ужасную Россию лихих 90-х. И не он один. Как будто ждут их возвращения: «спящие» уехали, остались «ждуны».
Но вот нечаянная радость, в которую не сразу поверилось. Из патриотических телеграм-каналов узнал, что на портале Wink вышел семисерийный фильм «Ландыши. Такая нежная любовь», и говорилось, что сериал этот в эпоху СВО – «самое оно». Начал смотреть, боясь скорого разочарования. И был ошеломлён тем, какой наглой заморской дивой предстала главная героиня сериала, Екатерина, гражданка Великобритании, случайно оказавшаяся на Родине в январе 2022 года. Частный самолёт, летевший из Бангкока в Лондон, садился на дозаправку в Вологде, когда Екатерина увидела, как её жених (тоже русский англичанин) изменяет ей со стюар-дессой, и в вологодском аэропорту она выскочила из самолёта. Молодая актриса Ника Здорик неожиданно, смело и очень убедительно сыграла современную красотку-оторву, вдруг вспомнившую, что у неё кроме британского есть и российский паспорт.
«Какие же нужно предложить обстоятельства, чтобы я поверил, что у британской миллиардерши, относящейся к вологжанам в соответствии с тем, что пишут о России в Англии, может быть любовь с русским лейтенантом-танкистом?» – придирчиво думал я, слабо веря в успех. Но характер у «англичанки» оказался такой отчаянно русский, попадать она стала в такие (хвала сценаристам!) передряги, что недоверие пришлось отложить на потом, сосредоточившись на отчасти спортивном интересе: сумеет ли красотка Кэт из них выбраться.
Выбиралась она сперва в одиночку, а потом с помощью летёхи Лёхи. Сергей Городничий, поначалу казавшийся в сравнении с английской хищницей послушным телёнком, от сцены к сцене складывает-таки забытый романтический образ офицера, влюбившегося с первого взгляда и на всю жизнь. И его можно понять – Катя хороша, очень хороша. А как только кажется, что действие слишком высоко взмывает над реальной жизнью, герои начинают... петь, и, наконец, определяется жанр кинопроизведения. Оказывается, это замечательно спетая… сказка – весёлая, добрая музыкально-криминальная мелодрама.
Одновременно с «Ландышами...» в Мексике снималась лента, уже получившая кучу премий, – «Эмилия Перес». Это триллер, в который тоже очень органично встроены музыкальные номера, но там сюжет построен на том, что страшный мексиканский мафиози… меняет пол. И, став женщиной, превращается в правозащитницу, помогающую жертвам мафии. Фильм о благотворности гендерного перехода, особенно превращения мужчины в женщину, получил «Золотой глобус» и 13 (!) номинаций на «Оскар». «Ландыши...» ни «Глобусов», ни «Оскаров» никогда не получат, потому что мафиози наши гендерно устойчивы, а главная тема сериала – превращение мисс, взращённой под небом Лондона, в офицерскую жену с вологодской пропиской. И место действия – лесные просторы вокруг военного городка, а герои – русские офицеры и их жёны.
Я, как и многие, гордился тем, что очень скоро и практически безошибочно могу предсказывать повороты сюжета в современных мелодрамах и детективах, но в «Ландыше...» всякий раз попадал впросак со своими прогнозами. Особенно удивил финал. И обнадёжил тем, что, видимо, будет продолжение. Надеюсь, герои останутся живы, а целомудренная история эта (по нашим временам большая редкость!) завершится не только законным браком, но и фактическим.
В начале сериала поразил эпизод, который для стремительно разворачивающегося действия казался совсем не обязательным. Герои, скрываясь на машине от преследователей, по просёлочной дороге завернули в лес и увидели волка, похожего на огромную одичавшую собаку. Катя испугалась, а Лёха подошёл к нему, увидел, что волк в капкане, вытащил нож и ослабил зажим, чтобы волк смог вынуть лапу. Странный эпизод добавил истории ценных обертонов.
Спасибо сценаристам Рауфу Кубаеву, Василию Павлову и Юрию Сапронову за то, что придумали замечательную историю о нашем времени и нашем народе, том самом простом и непростом, на котором держится Россия, спасибо за то, что действие поместили в военный городок, где живут герои и их героические жёны с детьми. Спасибо также режиссёру Александру Карпиловскому, который для этой истории нашёл неожиданное музыкальное решение, а сам сыграл роль адвоката, который мог предать Катю, но не предал. Вообще, известных актёров в фильме мало, тем дороже участие Валерии Ланской и Владимира Стержакова, но и «неизвестные» показали себя тоже хорошо, особо отмечу Веронику Васант, сыгравшую офицерскую жену, которая оказалась едва ли не круче бедовой «англичанки».
Могут сказать, что мне кино понравилось, потому что мне хотелось, чтобы оно понравилось. И это правда, обрыдли фильмы про негодяев, фильмы, в которых есть вроде всё, что нужно зрителям: секс, интриги, деньги, но нет главного – любви. В «Ландышах» её с избытком, а главное – есть страна и люди, которых мы любим.