На открытии посмертной выставки Юрия Бурджеляна (1921–2008) в Музее современного искусства на Петровке народу собралось столько, что многие не поместились в просторном зале – пришлось стоять в коридоре. Пришли художники, друзья и многочисленные ученики. А живопись разместилась аж в трёх залах! Знал бы этот скромнейший человек, не примыкающий ни к «левому», ни к «правому» МОСХу, ни к Академии художеств, ни к андеграунду, что так случится! Вот бы порадовался: ведь он своей живописью словно бы говорил – торжествуют свет, добро, гармония! Пусть поздно, но торжествуют!
В 1995 г. я открыла в «ЛГ» № 5 свою рубрику «Свободно о свободном» статьёй именно о Бурджеляне – воплощении несуетного, свободного, не зависящего от конъюнктуры художника.
В белых залах музея его холсты, собранные вместе, снова поразили своей высветленной палитрой, матовой поверхностью, скрывающей мазок, внезапными цветовыми контрастами, вносящими в эти гармоничные композиции нотки скрытого драматизма. Южные, пронизанные солнцем пейзажи (а не наша промозглая средняя полоса), отточенные натюрморты с несколькими красиво поставленными предметами и юные обнажённые девушки, выглядывающие из-за ширм, из проёмов дверей или в позе античных нимф сидящие на диванах… Безошибочная выстроенность, простота, сияющий цвет, музыкальность – приметы этих работ.
Взор художника направлен не внутрь себя, не «атомизирует» внутреннюю вселенную, а напротив, видит нечто целостное и упорядоченное, обращаясь к внешней «вселенной» – природе и женщине.
И то и другое у него достойно любования, пронизано светом, поэзией и лёгкой грустью, часто свойственной юношескому сознанию. Да, да, юношескому! Бурджелян не старел – всё те же живые глаза, пылкие интонации, интерес к жизни. А рядом молодая жена-художница (бывшая ученица), что тоже обязывало.
Уроки французского постимпрессионизма, русской иконописи, японской гравюры угадываются в этих светлых, чуть отстранённых холстах, но в каком-то неповторимом «бурджеляновском» преломлении.
И ещё о человеке. Поражали его широта и доброжелательность. Сам он писал гармоничные южные пейзажи, но ведь заметил на выставке совершенно противоположного себе художника – Николая Тужилина с его промозглой ненастной непроглядностью и внутренним хаосом. Я пошла на выставку Тужилина по его «наводке» – и была поражена. Ещё один «забытый» свободный художник.
Помню, в те же лихие и отважные 90-е Бурджелян пригласил меня на выставку, где в одной из частных галерей висело несколько его работ. Я их никак не могла отыскать. Оказалось, что и впрямь отыскать невозможно. Картины висели в проёме, вход в который загородили милые хозяева, сидящие за столом и беспрерывно закусывающие.
Я была возмущена. Бурджелян же только посмеивался. Что взять с невоспитанных людей? Он тогда для них «ничего не значил», значили те, которых хорошо и за большие деньги покупали.
Как бы хотелось, чтобы ситуация переменилась и российские (а также мировые) музеи спорили друг с другом за холсты художника – драгоценное достояние нашего времени, плавно вступившее в вечность.