Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Светлые миры скромного мастера

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

«Девушка из Прованса»На открытии посмертной выставки Юрия Бурджеляна (1921–2008) в Музее современного искусства на Петровке народу собралось столько, что многие не поместились в просторном зале – пришлось стоять в коридоре. Пришли художники, друзья и многочисленные ученики. А живопись разместилась аж в трёх залах! Знал бы этот скромнейший человек, не примыкающий ни к «левому», ни к «правому» МОСХу, ни к Академии художеств, ни к андеграунду, что так случится! Вот бы порадовался: ведь он своей живописью словно бы говорил – торжествуют свет, добро, гармония! Пусть поздно, но торжествуют!

В 1995 г. я открыла в «ЛГ» № 5 свою рубрику «Свободно о свободном» статьёй именно о Бурджеляне – воплощении несуетного, свободного, не зависящего от конъюнктуры художника.

В белых залах музея его холсты, собранные вместе, снова поразили своей высветленной палитрой, матовой поверхностью, скрывающей мазок, внезапными цветовыми контрастами, вносящими в эти гармоничные композиции нотки скрытого драматизма. Южные, пронизанные солнцем пейзажи (а не наша промозглая средняя полоса), отточенные натюрморты с несколькими красиво поставленными предметами и юные обнажённые девушки, выглядывающие из-за ширм, из проёмов дверей или в позе античных нимф сидящие на диванах… Безошибочная выстроенность, простота, сияющий цвет, музыкальность – приметы этих работ.

Взор художника направлен не внутрь себя, не «атомизирует» внутреннюю вселенную, а напротив, видит нечто целостное и упорядоченное, обращаясь к внешней «вселенной» – природе и женщине.

И то и другое у него достойно любования, пронизано светом, поэзией и лёгкой грустью, часто свойственной юношескому сознанию. Да, да, юношескому! Бурджелян не старел – всё те же живые глаза, пылкие интонации, интерес к жизни. А рядом молодая жена-художница (бывшая ученица), что тоже обязывало.

Уроки французского постимпрессионизма, русской иконописи, японской гравюры угадываются в этих светлых, чуть отстранённых холстах, но в каком-то неповторимом «бурджеляновском» преломлении.

И ещё о человеке. Поражали его широта и доброжелательность. Сам он писал гармоничные южные пейзажи, но ведь заметил на выставке совершенно противоположного себе художника – Николая Тужилина с его промозглой ненастной непроглядностью и внутренним хаосом. Я пошла на выставку Тужилина по его «наводке» – и была поражена. Ещё один «забытый» свободный художник.

Помню, в те же лихие и отважные 90-е Бурджелян пригласил меня на выставку, где в одной из частных галерей висело несколько его работ. Я их никак не могла отыскать. Оказалось, что и впрямь отыскать невозможно. Картины висели в проёме, вход в который загородили милые хозяева, сидящие за столом и беспрерывно закусывающие.

Я была возмущена. Бурджелян же только посмеивался. Что взять с невоспитанных людей? Он тогда для них «ничего не значил», значили те, которых хорошо и за большие деньги покупали.

Как бы хотелось, чтобы ситуация переменилась и российские (а также мировые) музеи спорили друг с другом за холсты художника – драгоценное достояние нашего времени, плавно вступившее в вечность.

Вера ЧАЙКОВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS