Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 мая 2021 г.
Телеведение

Светлый ужас

Музыкальная драма про девочку, из которой вырастает убийца

18 мая 2021
В заглавной роли Полина Гухман

Режиссёрский дебют Анастасии Пальчиковой, первая большая роль 13-летней Полины Гухман. Фильм «Маша» представляет собой высказывание, беспощадное к девяностым.

Откуда в тринадцатилетней девочке столько пластической и мимической красоты, что все сцены, суть которых пересказывается коряво и банально (трогает барельеф, поёт в импровизированный микрофон, скучает у барной стойки), приковывают внимание и наполняют атмосферой (не знаю насчёт девяностых, не бывала в них, но атмосферой самого фильма точно). На обсуждении картины со съёмочной группой в киноклубе «Диалог» зритель задал вопрос, что наполняет Полину Гухман (он имел в виду книги, фильмы и прочее). Актриса ответила, что она наполнена собой, что перед съёмками она старается, наоборот, ничего не смотреть, чтобы не копировать других актёров. И это чувствуется, такую витальность и самобытность скопировать невозможно.

Картину сравнивают с ещё одним режиссёрским дебютом, снятым на пару лет раньше, – «Быком» Бориса Акопова, тоже про девяностые и тоже про бандитов. И одного из них тоже играет Сергей Двойников. У меня же возникли ассоциации с, не поверите, дебютом и про девяностые, фильмом Кантемира Балагова «Теснота». Их общая черта – в центре сюжета сильный женский персонаж, который сталкивается с грубой маскулинной действительностью, и между ними никого нет. Героиня вынуждена спасаться самостоятельно.

Сюжет у фильма тяжёлый: вот девочка, совсем ещё ребёнок, поёт песенки, дурачится и играет. С заряженным пистолетом среди бесконечных разборок. И по её беспечности мы понимаем, что всё это ей знакомо с младенчества и она едва ли понимает, что вокруг происходит что-то опасное. Вот эта девочка становится подростком, у неё впервые случаются месячные (и ни она, ни старший друг Трёшка (Сергей Двойников) не знают, как добыть прокладки: она думает, что их продают только совершеннолетним, а он краснеет от одной мысли, что ему придётся покупать ЭТО в аптеке). Дальше происходят застолья, разборки, снова застолья и ещё раз разборки, выясняется, что отец Маши завёл новую семью, а мать девочки пытается его уговорить отписать половину квартиры дочери, и это в итоге и становится основным конфликтом. Казалось бы, полквартиры не может стоить целой человеческой жизни. Тем более двух. Но в том-то всё и дело, что это только для нас сейчас дико пытаться сравнивать материальные ценности и жизнь. Вот ребята, у которых едва сломался голос, а в руках пушка, и думают они после того, как нажимают на курок.

Так чего же здесь может быть тёплого и светлого, когда кругом кровища (кстати, нет, чаще мы просто слышим выстрел или оказываемся незапачканными перед фактом, который сообщает кто-то из героев). Но убийств действительно достаточно, женщин, жеманно двигающихся и вульгарно одетых, тоже. А мужчины, как положено, в спортивных костюмах, с золотыми крестами и цепями. И всё равно ощущение чего-то солнечного и летящего, чего-то волшебного есть. Оно, как купол, накрывает всю эту сальную реальность. Это взгляд на окружающий мир глазами ребёнка, который умудряется даже в грубости и пошлости видеть что-то светлое. И мы действительно видим убийства, насилие и прочий ужас светлым. Потому что для ребёнка родители и окружение априори хорошие. Даже если они убивают.

«– Всю страну разворовали.

– Так мы и разворовали».

С одной стороны, герои понимают, что творят. Но не собираются что-либо менять, ведь уверены: им по-другому нельзя. Они хоть и совсем юны, но уже научились существовать по такой схеме.

Куда же расти ребёнку, сформированному этим? Джаз дал ей альтернативу этому убогому миру. И Маша поёт везде, от замызганного клуба до складского помещения, где её держат в заложниках.

Музыка – это не только победа маленькой девочки над суровой реальностью, но и большая заслуга режиссёра и продюсеров фильма. Звучит именно то, что слушали и любили в то время, хотя стоило это очень дорого. По поводу роли джаза в картине можно сказать одно: она ключевая. А дальше есть две гипотезы, музыка здесь эскапизм или, наоборот, способ приручить данность? С одной стороны, пение – развлечение, способ привлечь к себе внимание. А с другой – единственное занятие вне насилия. Способ существовать не так, как окружающие. Звучит просто, но не в контексте этого фильма и, видимо, девяностых.

Злата Харькова

Тэги: Премьера Злата Харькова
Обсудить в группе Telegram

Злата Харькова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В чём утопили адмирала?

    23.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Ледовая сказка

    19.03.2025
  • Что это было?

    13.03.2025
  • Страна Zero

    12.03.2025
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Жизнь течет как Угрюм-река

    128 голосов
  • Хабенский напел

    102 голосов
  • Перуна на вас нет!

    98 голосов
  • Фальшивая нота

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS