В процессе благоустройства пешеходная зона стала значительно шире, и теперь только ленивый предприниматель не «декорирует» тротуар столиками и стульями, зонтиками и цветниками. Все сезонные кафе, с виду простые и доступные, выдержаны в определённом стиле и являются дополнительным украшением реконструированной Тверской. В качестве эксперимента уличную мебель под навесами установили возле двух магазинов «Перекресток» – при желании их посетители могут расположиться здесь с напитками не хуже, чем в летних кафе. Похоже, Тверская-автомобильная, куда горожане приезжали только по рабочим вопросам, превращается в Тверскую-пешеходную – место для «посиделок» на свежем воздухе и прогулок.
Каким же образом реконструкция и благоустройство улиц расширяют горизонты бизнеса? Очень просто: комфортная городская среда привлекает множество людей, становясь двигателем торговли, услуг и туристического бизнеса. Специалисты отмечают: на столичных пространствах, благоустроенных в рамках программы «Моя улица», многократно увеличивается число пешеходов (особенно во время проведения массовых праздничных мероприятий), на нижних этажах домов открываются новые кафе, рестораны и магазины. Повышенный интерес потенциальных потребителей к проведению досуга в городе усиливает привлекательность стрит-ритейла для участников рынка. К слову, самыми «лакомыми» для бизнеса считаются Тверская улица и Новый Арбат; после благоустройства предпринимателей также привлекают Старый Арбат, Столешников переулок и Большая Дмитровка, где с недавних пор наблюдается гораздо больше пешеходов.
И ещё одна хорошая новость для любителей проводить досуг в городе: сезон в разгаре – летние веранды будут работать до конца октября.
Прямая речь
Алексей Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг города Москвы:
– Мы надеемся, что в связи с изменением структуры Тверской улицы летние веранды будут востребованы представителями потребительского рынка. Это ещё больше украсит Тверскую, которая открылась после масштабной реконструкции. Мы, в свою очередь, создаём все условия для развития бизнеса в среде общественных пространств – для торговли и общественного питания.
Аркадий Новиков, член координационного совета Федерации рестораторов и отельеров:
– По своему опыту могу сказать, что там, где открылись пешеходные зоны, где поставили летние террасы, становится больше людей. Мне как предпринимателю это очень выгодно. Я думаю, что определённый интерес будет, потому что летом, в жару, веранды освежают. Кроме того, в центре продолжается ремонт, интерес к общепиту снижен, поэтому возможность посидеть на летней веранде на Тверской будет восприниматься горожанами на ура.
Татьяна Комиссарова, декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики:
– Тверская с широкими тротуарами и более узкой проезжей частью – то, что нужно по-настоящему комфортному городу. Во всех городах Европы центр отдан туристам и местным жителям, но не машинам. И там открытые веранды – на каждом шагу. Надеюсь, что в скором будущем и у нас будет то же самое. Лично мне не хватает в центре демократичных мест, где просто варят хороший кофе.
Михаил Коробко, москвовед:
– Тверская всегда была главной магазинной и административной улицей Москвы, а горожане гуляли в основном по бульварам. Тверская была деловой, но там были кофейни, например, знаменитая булочная Филиппова. Однако кофейни никогда не определяли образ Тверской улицы.
Александра Сытникова, директор проектов КБ «Стрелка»:
– В XIX веке Тверская улица была очень узкой, как Варварка сейчас. В 30-е годы XX века было принято решение по расширению улицы, реконструкция затянулась на долгие годы. …Зелень – одно из главных приобретений обновлённой Тверской. На улицу возвращаются более ста деревьев, которые мы «потеряли» в 90-х годах. Будут клумбы с яблонями и липами; у корневой системы лип будет двойная защита от соли и реагентов.