Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 июня 2019 г.
Литература

Свежий воздух словесности

В эти дни в Москве проходит пятый книжный фестиваль «Красная площадь»

05 июня 2019
На главной сцене фестиваля всегда аншлаг

Сюда приходят не за книгами, а за впечатлениями. Приезжают на целый день – с термосами и бутербродами, курсируют от шатра к шатру, выстаивают очереди за автографами к любимым авторам, а потом отдыхают в шезлонгах или креслах-мешках, слушая, как молодые авторы читают со сцены стихи, или листая книгу, перед которой всё-таки не смогли устоять…

А как тут устоишь, когда книги по издательским ценам?.. Да и после живой беседы с авторами (а здесь всегда собираются самые известные писатели) ноги сами несут к нужному стенду – оглянуться не успеешь, как уже стоишь у прилавка, прижимая к груди новенький том.

За эту особую фестивальную атмосферу мы и любим «Красную площадь». Что может быть лучше неформальных бесед о литературе на свежем воздухе погожим летним днём, да ещё и в самом центре столицы? Листать программу на сайте всегда немножко грустно: слишком большое количество интересных мероприятий, посетить все невозможно просто физически. Но, пару часов помедитировав над расписанием, мы всё же сумели выбрать события, иллюстрирующие «Красную площадь»-2019.


На грани

Сразу отметили для себя особую тенденцию этого года – тему литературы «на грани».

Тексты на грани реального и фантастического обсудили на дискуссии с участием Алексея Иванова и Андрея Рубанова. Вопрос о том, стоит ли считать фантастику жанром исключительно «массовой» литературы, неизменно вызывает ожесточённые споры. Впрочем, у писателей позиции по этому вопросу оказались схожие. «Надо уметь писать всё. Если ты занимаешься творчеством, ты свободен в этом процессе» – по мнению Рубанова, фантастические элементы в своё произведение может включать любой автор, вне зависимости от того, позиционирует он себя как фантаста или нет. Алексей Иванов и вовсе представил фантастику в современной литературе чем-то вроде вынужденной необходимости: «Наша обычная жизнь стала из реальности утекать в соцсети. Она стала драматургически невыразительной. Чтобы писать о современности, нужен некий фильтр, искажающий действительность».

О взаимосвязи литературы и музыки поговорили на главной сцене – в рамках проекта «Редакции Елены Шубиной» «17 страница» состоялись публичные чтения, посвящённые самому музыкальному роману современности «Брисбен» лауреата премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» Евгения Водолазкина. Отрывок из произведения прозвучал в исполнении актёра и музыканта, лидера группы «Ва-БанкЪ» Александра Ф. Скляра. В продолжение встречи, которую модерировала поэт, куратор литературных событий Татьяна Стоянова, писатель и музыкант ответили на вопросы и поделились самым ярким опытом работы «на стыке музыки и литературы». Для Александра Скляра таким опытом стала запись альбома «Нижняя Тундра» в сотрудничестве с Виктором Пелевиным. Для Евгения Водолазкина – двухчасовая программа по «Брисбену», созданная в соавторстве с другим Скляром – Игорем – и гитаристом-виртуозом Михаилом Радюкевичем.

На встрече «Импрессионизм в литературе» с участием Елены Шубиной, Александры Николаенко, Арины Обух, Андрея Аствацатурова тоже постепенно ушли от заявленной темы. И перешли к разговору о том, как соотносятся друг с другом текст и иллюстрация (что понятно, ведь и Арина Обух, и Александра Николаенко не только писатели, но и художники), а потом почему-то к котам… Вообще, тема котов в литературе очень забавно перемещалась от шатра к шатру – вместе с Григорием Служителем, автором книги «Дни Савелия»… В конце встречи черту под темой литературного импрессионизма всё же подвёл Андрей Аствацатуров, отметив, что сегодняшний импрессионизм – это «сгустки эмоций в картинках». На «разглядывание полотен» у читателя уже нет времени.

Произведение на стыке документальной и художественной прозы – мемуарный роман «Город, написанный по памяти» – представила прозаик и эссеист Елена Чижова. Разговор получился чрезвычайно острым и серьёзным, немало внимания было уделено страницам, посвящённым блокадному Ленинграду. Как подчеркнула Елена Чижова, она не ставила перед собой задачу воссоздать исторические реалии, а стремилась показать механизмы памяти о тех мучительных событиях, участниками и свидетелями которых были предыдущие поколения.

А о литературе, просто балансирующей «на грани», поговорили на презентации серии «Книжная полка Вадима Левенталя». По мнению Левенталя, «книга должна гладить против шерсти – и вас, и окружающий мир». Несколько таких произведений и представили на встрече: сборник «Русское» Елены Долгопят, «Похождения Буратины» Константина Крылова, «Пролетариат» Влада Ридоша и «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского.


 4-5 IMG_8057.jpg

Лауреату конкурса для подростков «Класс!»
Екатерине Рыбаковой вручил диплом
председатель жюри Дмитрий Быков

Осторожно, дети!

Как всегда, особое внимание на фестивале уделяется детям. А в этом году день открытия «Красной площади» ещё и совпал с Международным днём защиты детей.

На торжественной церемонии открытия – после официальной части – на главной сцене блистали два юных пианиста: 8-летний Елисей Мысин и 16-летний Иван Бессонов.

А затем на эту же сцену поднялись 30 финалистов первого сезона Всероссийского литературного конкурса для подростков «Класс!». «Они лишены тщеславия, их не интересуют знаки почёта, они нацелены на главное – на бессмертие в литературе. Нам надо постараться быть их достойными», – сказал о юных писателях председатель жюри конкурса Дмитрий Быков. Лауреатами стали: София Янис, Елена Шарле, Любовь Мартенсен, Елизавета Натальина и Екатерина Рыбакова. Но, как отметила координатор проекта Майя Кучерская, все финалисты – уже победители, ведь их имена прозвучали на главной площади страны!

На центральной площадке фестиваля прошёл и суперфинал международного конкурса чтецов «Живая классика». В творческом состязании приняли участие конкурсанты из 85 регионов России и 80 стран. На «Красной площади» выступили лучшие из лучших – прозвучали фрагменты произведений Чехова, Астафьева, Шукшина, Ремарка, Веллера… Лауреатами этого года стали: Михаил Гудков (1-е место), Матвей Михайлов (2-е место), Георгий Антонов и Рамазан Билалмагомедов (3-е место).

Но, конечно, «детские» мероприятия проходили не только на главной сцене. На площадке «Нон-фикшн» шеф-редактор портала «Год литературы», переводчик Михаил Визель представил книгу «Театр Джанни Родари», в которую вошли 9 пьес итальянского писателя, впервые переведённых на русский. А потом прочитал новые переводы стихотворений Родари. О чём бы вы думали? Правильно, о котах…

Впрочем, на презентацию этой замечательной детской книги собрались в основном взрослые. А маленькие гости фестиваля пришли на интерактивную встречу с писателем Анастасией Орловой. Презентация её книги «Ярославль. Истории для детей» скорее походила на увлекательную игру. Мальчишки и девчонки отвечали на вопросы викторины, собирали пазл с изображением Ярославля и получали подарки. А на большом экране как по волшебству перелистывались страницы – со стихами и красочными иллюстрациями.



Равнение на классиков

 4-5 8Y9A3859.jpg

На встрече с «ЛГ» – заслуженный артист России
Владимир Конкин

Ну и по уже сложившейся традиции «в центре событий» на «Красной площади» оказались писатели-юбиляры. Кроме пушкинского праздника, приуроченного к 220-летию со дня рождения поэта, основные события которого ещё впереди, на фестивале прошло множество мероприятий, посвящённых классикам отечественной литературы.

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля представил проект по звукоархивистике – записи авторского чтения современных поэтов и прозаиков. А затем в лектории зазвучали голоса Анны Ахматовой и Иосифа Бродского: поэт говорил об Анне Андреевне, отмечая её необычные, как у леопарда, глаза и зрачки, будто окружённые колючей проволокой…

Не осталось без внимания и 90-летие со дня рождения Фазиля Искандера. Лекцию, посвящённую писателю, прочёл на главной сцене Дмитрий Быков. «Однажды я спросил его о том, почему все юмористы родом с юга. Искандер ответил: «Человек, приезжающий на север с юга, с ужасом понимает, что здесь никто никому не рад. И ему не остаётся ничего, кроме юмора». Сам Искандер в «прочтении» Быкова получился тонко чувствующим все противоречия своего времени трагиком, наделённым даром писать потрясающе смешные книги.

С неизменным аншлагом прошла встреча с Игорем Волгиным. Писатель, историк и телеведущий представил свои новые книги о Достоевском – «Родиться в России» и «Пропавший заговор». И по просьбе зала почитал свои стихи.

Вообще, общение с писателями – это самая большая радость фестиваля. Здесь издательства представляют в первую очередь не книги, а имена – в этом году состоялись встречи со 130 авторами самых разных направлений.

«ЛГ» тоже решила последовать примеру книгоиздателей и провела встречу с редакцией в новом формате. Мы пригласили наших (и ваших) любимых авторов: Евгения Попова, Бориса Евсеева, Алису Даншох, Владимира Конкина, Виктора Матизена, Инну Кабыш, Веронику Крашенинникову – разговор получился разносторонним и содержательным. Модерировал встречу главный редактор «ЛГ» Максим Замшев.

Книжный фестиваль «Красная площадь» завершит работу 6 июня в 22.00. А пока – праздник продолжается!


Подготовили 
Валерия Галкина, Юлия Скрылёва, Юлия Шпитонкова

Фото
Евгений Федоровский, Максим Гончаров




Издательство «Книжный мир» приглашает любителей литературы в заключительные дни работы фестиваля «Красная площадь» посетить стенд ТД «Библиоглобус», расположенный в шатре № 4. Там вы сможете приобрести книги Андрея Фурсова, Михаила Делягина, Николая Платошкина, Ольги Четвериковой, Юрия Полякова, Леонида Ивашова и многих других прекрасных мыслителей, писателей, публицистов.




Тэги: Книжный фестиваль
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • В тёплой и дружественной...

    04.11.2023
  • Раскрашивая белые пятна

    28.09.2023
  • Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

    14.01.2021
  • «Красная площадь» открыла Москву

    23.06.2020
  • Товар первой необходимости

    10.06.2020
  • Встретимся на Красной площади

    15 голосов
  • Приглашаем читателей на книжный фестиваль и встречу с редакцией «ЛГ»

    12 голосов
  • Товар первой необходимости

    12 голосов
  • «Красная площадь» открыла Москву

    4 голосов
  • Книжный фестиваль пройдет в Петербурге

    1 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS