Сюда приходят не за книгами, а за впечатлениями. Приезжают на целый день – с термосами и бутербродами, курсируют от шатра к шатру, выстаивают очереди за автографами к любимым авторам, а потом отдыхают в шезлонгах или креслах-мешках, слушая, как молодые авторы читают со сцены стихи, или листая книгу, перед которой всё-таки не смогли устоять…
А как тут устоишь, когда книги по издательским ценам?.. Да и после живой беседы с авторами (а здесь всегда собираются самые известные писатели) ноги сами несут к нужному стенду – оглянуться не успеешь, как уже стоишь у прилавка, прижимая к груди новенький том.
За эту особую фестивальную атмосферу мы и любим «Красную площадь». Что может быть лучше неформальных бесед о литературе на свежем воздухе погожим летним днём, да ещё и в самом центре столицы? Листать программу на сайте всегда немножко грустно: слишком большое количество интересных мероприятий, посетить все невозможно просто физически. Но, пару часов помедитировав над расписанием, мы всё же сумели выбрать события, иллюстрирующие «Красную площадь»-2019.
На грани
Сразу отметили для себя особую тенденцию этого года – тему литературы «на грани».
Тексты на грани реального и фантастического обсудили на дискуссии с участием Алексея Иванова и Андрея Рубанова. Вопрос о том, стоит ли считать фантастику жанром исключительно «массовой» литературы, неизменно вызывает ожесточённые споры. Впрочем, у писателей позиции по этому вопросу оказались схожие. «Надо уметь писать всё. Если ты занимаешься творчеством, ты свободен в этом процессе» – по мнению Рубанова, фантастические элементы в своё произведение может включать любой автор, вне зависимости от того, позиционирует он себя как фантаста или нет. Алексей Иванов и вовсе представил фантастику в современной литературе чем-то вроде вынужденной необходимости: «Наша обычная жизнь стала из реальности утекать в соцсети. Она стала драматургически невыразительной. Чтобы писать о современности, нужен некий фильтр, искажающий действительность».
О взаимосвязи литературы и музыки поговорили на главной сцене – в рамках проекта «Редакции Елены Шубиной» «17 страница» состоялись публичные чтения, посвящённые самому музыкальному роману современности «Брисбен» лауреата премий «Большая книга» и «Ясная Поляна» Евгения Водолазкина. Отрывок из произведения прозвучал в исполнении актёра и музыканта, лидера группы «Ва-БанкЪ» Александра Ф. Скляра. В продолжение встречи, которую модерировала поэт, куратор литературных событий Татьяна Стоянова, писатель и музыкант ответили на вопросы и поделились самым ярким опытом работы «на стыке музыки и литературы». Для Александра Скляра таким опытом стала запись альбома «Нижняя Тундра» в сотрудничестве с Виктором Пелевиным. Для Евгения Водолазкина – двухчасовая программа по «Брисбену», созданная в соавторстве с другим Скляром – Игорем – и гитаристом-виртуозом Михаилом Радюкевичем.
На встрече «Импрессионизм в литературе» с участием Елены Шубиной, Александры Николаенко, Арины Обух, Андрея Аствацатурова тоже постепенно ушли от заявленной темы. И перешли к разговору о том, как соотносятся друг с другом текст и иллюстрация (что понятно, ведь и Арина Обух, и Александра Николаенко не только писатели, но и художники), а потом почему-то к котам… Вообще, тема котов в литературе очень забавно перемещалась от шатра к шатру – вместе с Григорием Служителем, автором книги «Дни Савелия»… В конце встречи черту под темой литературного импрессионизма всё же подвёл Андрей Аствацатуров, отметив, что сегодняшний импрессионизм – это «сгустки эмоций в картинках». На «разглядывание полотен» у читателя уже нет времени.
Произведение на стыке документальной и художественной прозы – мемуарный роман «Город, написанный по памяти» – представила прозаик и эссеист Елена Чижова. Разговор получился чрезвычайно острым и серьёзным, немало внимания было уделено страницам, посвящённым блокадному Ленинграду. Как подчеркнула Елена Чижова, она не ставила перед собой задачу воссоздать исторические реалии, а стремилась показать механизмы памяти о тех мучительных событиях, участниками и свидетелями которых были предыдущие поколения.
А о литературе, просто балансирующей «на грани», поговорили на презентации серии «Книжная полка Вадима Левенталя». По мнению Левенталя, «книга должна гладить против шерсти – и вас, и окружающий мир». Несколько таких произведений и представили на встрече: сборник «Русское» Елены Долгопят, «Похождения Буратины» Константина Крылова, «Пролетариат» Влада Ридоша и «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского.
Лауреату конкурса для подростков «Класс!»
|
Как всегда, особое внимание на фестивале уделяется детям. А в этом году день открытия «Красной площади» ещё и совпал с Международным днём защиты детей.
На торжественной церемонии открытия – после официальной части – на главной сцене блистали два юных пианиста: 8-летний Елисей Мысин и 16-летний Иван Бессонов.
А затем на эту же сцену поднялись 30 финалистов первого сезона Всероссийского литературного конкурса для подростков «Класс!». «Они лишены тщеславия, их не интересуют знаки почёта, они нацелены на главное – на бессмертие в литературе. Нам надо постараться быть их достойными», – сказал о юных писателях председатель жюри конкурса Дмитрий Быков. Лауреатами стали: София Янис, Елена Шарле, Любовь Мартенсен, Елизавета Натальина и Екатерина Рыбакова. Но, как отметила координатор проекта Майя Кучерская, все финалисты – уже победители, ведь их имена прозвучали на главной площади страны!
На центральной площадке фестиваля прошёл и суперфинал международного конкурса чтецов «Живая классика». В творческом состязании приняли участие конкурсанты из 85 регионов России и 80 стран. На «Красной площади» выступили лучшие из лучших – прозвучали фрагменты произведений Чехова, Астафьева, Шукшина, Ремарка, Веллера… Лауреатами этого года стали: Михаил Гудков (1-е место), Матвей Михайлов (2-е место), Георгий Антонов и Рамазан Билалмагомедов (3-е место).
Но, конечно, «детские» мероприятия проходили не только на главной сцене. На площадке «Нон-фикшн» шеф-редактор портала «Год литературы», переводчик Михаил Визель представил книгу «Театр Джанни Родари», в которую вошли 9 пьес итальянского писателя, впервые переведённых на русский. А потом прочитал новые переводы стихотворений Родари. О чём бы вы думали? Правильно, о котах…
Впрочем, на презентацию этой замечательной детской книги собрались в основном взрослые. А маленькие гости фестиваля пришли на интерактивную встречу с писателем Анастасией Орловой. Презентация её книги «Ярославль. Истории для детей» скорее походила на увлекательную игру. Мальчишки и девчонки отвечали на вопросы викторины, собирали пазл с изображением Ярославля и получали подарки. А на большом экране как по волшебству перелистывались страницы – со стихами и красочными иллюстрациями.
Равнение на классиков
На встрече с «ЛГ» – заслуженный артист России |
Ну и по уже сложившейся традиции «в центре событий» на «Красной площади» оказались писатели-юбиляры. Кроме пушкинского праздника, приуроченного к 220-летию со дня рождения поэта, основные события которого ещё впереди, на фестивале прошло множество мероприятий, посвящённых классикам отечественной литературы.
Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля представил проект по звукоархивистике – записи авторского чтения современных поэтов и прозаиков. А затем в лектории зазвучали голоса Анны Ахматовой и Иосифа Бродского: поэт говорил об Анне Андреевне, отмечая её необычные, как у леопарда, глаза и зрачки, будто окружённые колючей проволокой…
Не осталось без внимания и 90-летие со дня рождения Фазиля Искандера. Лекцию, посвящённую писателю, прочёл на главной сцене Дмитрий Быков. «Однажды я спросил его о том, почему все юмористы родом с юга. Искандер ответил: «Человек, приезжающий на север с юга, с ужасом понимает, что здесь никто никому не рад. И ему не остаётся ничего, кроме юмора». Сам Искандер в «прочтении» Быкова получился тонко чувствующим все противоречия своего времени трагиком, наделённым даром писать потрясающе смешные книги.
С неизменным аншлагом прошла встреча с Игорем Волгиным. Писатель, историк и телеведущий представил свои новые книги о Достоевском – «Родиться в России» и «Пропавший заговор». И по просьбе зала почитал свои стихи.
Вообще, общение с писателями – это самая большая радость фестиваля. Здесь издательства представляют в первую очередь не книги, а имена – в этом году состоялись встречи со 130 авторами самых разных направлений.
«ЛГ» тоже решила последовать примеру книгоиздателей и провела встречу с редакцией в новом формате. Мы пригласили наших (и ваших) любимых авторов: Евгения Попова, Бориса Евсеева, Алису Даншох, Владимира Конкина, Виктора Матизена, Инну Кабыш, Веронику Крашенинникову – разговор получился разносторонним и содержательным. Модерировал встречу главный редактор «ЛГ» Максим Замшев.
Книжный фестиваль «Красная площадь» завершит работу 6 июня в 22.00. А пока – праздник продолжается!
Подготовили
Валерия Галкина, Юлия Скрылёва, Юлия Шпитонкова
Фото
Евгений Федоровский, Максим Гончаров
Издательство «Книжный мир» приглашает любителей литературы в заключительные дни работы фестиваля «Красная площадь» посетить стенд ТД «Библиоглобус», расположенный в шатре № 4. Там вы сможете приобрести книги Андрея Фурсова, Михаила Делягина, Николая Платошкина, Ольги Четвериковой, Юрия Полякова, Леонида Ивашова и многих других прекрасных мыслителей, писателей, публицистов.