. Трагедия великой страны. – М.: Вече, 2007. – 656 с.: ил.
Недалеко от малоизвестного белорусского селения Вискули в Беловежской Пуще, в трёх верстах от польской границы, 8 декабря 1991 года президент РСФСР Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук и председатель Верховного Совета Республики Беларусь С. Шушкевич в глубокой тайне приняли решение о ликвидации СССР и создании Содружества Независимых Государств. Эти сухие протокольные строчки подвели черту под семидесятилетним периодом советской истории. Нынешний президент России В. Путин как-то обмолвился, что у тех, кто не сожалеет о развале Союза, нет сердца. У последнего председателя Совета министров СССР Николая Рыжкова сердце было, и тогда оно, как и у многих других, «дало сбой». Но, к счастью, он пережил всё это. Может, и потому, чтобы свидетельствовать перед историей о тех днях, о трагедии великой страны… Его мемуары с таким названием были представлены на недавнем Санкт-Петербургском книжном салоне.
За 15 лет, прошедших после разрушения единого государства, опубликовано много мемуарной литературы с различными, причём зачастую диаметрально противоположными мнениями о произошедших событиях. Впрочем, несмотря на то, что большое видится на расстоянии, любое подобное свидетельство о времени в итоге позволит избежать фальсификаций и позволит зазвучать слову правды. Сейчас «Трагедия великой страны» тоже легла на чашу весов, и это свидетельство многих свидетельств весомее.
Мне трудно было читать эту книгу, так как я – человек пристрастный, поскольку сам был участником событий, происходивших в Казахстане в декабре 1986 года, когда после освобождения с поста первого секретаря ЦК КПК Д.А. Кунаева и назначения на этот пост Г.В. Колбина в Алма-Ате вспыхнули беспорядки, быстро перешедшие в схватки между националистически настроенными митингующими и силами правопорядка. Мне, в то время жителю Караганды, вспоминается, как после усмирения бунта националистически настроенная казахская молодёжь обещала нам, русскоязычным, устроить в отместку «кровавое воскресенье». А ведь это был только первый год так называемой перестройки. Уже после этого были Карабах, Сумгаит, Фергана, Тбилиси, Баку и, наконец, разгром всего Советского Союза. Когда рухнул наш общий дом и все разбрелись по своим национальным квартирам, тут же вылезли на свет пройдохи и авантюристы всех мастей, которые стали рваться к власти под националистическими знамёнами. А интеллигенция – совесть нации – демонстративно забыла русский язык, на котором получила образование, и кинулась переписывать историю в угоду оседлавшим власть политиканам.
Отдельные главы книги посвящены различным ключевым событиям конца 80 – начала 90-х: в Тбилиси (особо автор отмечает роль Э. Шеварднадзе, которого характеризует крайне негативно), Фергане, Баку, Вильнюсе, Риге, Таллине и Киеве… Жёстко, по-живому вырывали из единого государства кровоточащие куски, ломали людские судьбы руководители новоявленных государств ради ковровой дорожки и почётного караула у трапа самолёта в какой-нибудь «цивилизованной» западной стране.
Неслучайно в санкт-петербургском «Доме книги» читателей больше всего интересовал вопрос о роли, которую сыграли в развале великой страны М. Горбачёв и Б. Ельцин. «Они были сознательными разрушителями, – ответил Николай Иванович Рыжков. – Жаль только, что расплачиваться за это пришлось, как всегда, простому люду, народу, именем которого они прикрывали свои личные интересы и оправдывали творимые беззакония. Забыли эти господа библейскую мудрость: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить…»