Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2022 г.
  4. № 3 (6817) (19.01.2022)
Культура

Свобода для людей и эльфов

19 января 2022

3 января исполнилось 130 лет со дня рождения великого писателя – Джона Р.Р. Толкина. Уточнять, что он «создатель «Властелина Колец» или «отец фэнтези», здесь лишнее. «Великий писатель» – не клише, а определение. Неважно, читали вы его или только смотрели кино по мотивам, знаете наперечёт всех Валар или презираете, называя «чтивом для инфантилов» (как делали многие критики-современники). Игнорировать Толкина и возглавленную им революцию в сознании поколений (куда там Гарри Поттеру) – всё равно что игнорировать Толстого.

У нас Толкин тоже стал народным писателем. К юбилею вышло множество интересных текстов – толкиноведы, историки литературы и критики разбирают, откуда и куда эволюционировали его сюжеты, какова была их судьба в России, как на топливе его воображения запускают киноблокбастеры.

Но говорим «Толкин», а подразумеваем «фэнтези». И если речь о наследии, то сериал стоимостью 500$ млн от Amazon – просто ремарка. Весь облик жанра, от поп-культуры до экспериментальных литературных опытов, от эльфы-против-орков до тёмных глубин психоанализа культуры – вот что он нам оставил.

Потому вопрос «что Толкин сегодня?» можно легко переиначить – «зачем фэнтези сегодня?». Уверен, читателям известны все споры: о демаркации (где кончается фэнтези и начинается (научная) фантастика?), о жанровых гетто (может ли «чистое» фэнтези попасть в мейнстрим?), о размывании границ (что, если сюжет начинается с чёрного мага в Срединном мире, а потом прыгает к наркоманам мира нашего?).

Сам я не литературовед и не теоретик – как автор, я скорее практик. Жанр – это набор условностей, штампов и инструментов для (де)конструкции. Поэтому на вопрос «что такое фэнтези в 2022-м?» я отвечу: фэнтези – это область свободы.

Внешне кажется, это жанр строгий. Герметичный мир, некое Зло; мифическое Средневековье, (якобы) никакого отношения к современности за окнами. Колея жанровых тропов – вперёд к чистому эскапизму; лёгкость вымышления мира, anything goes, feels like a God.

Однако эта «поверхностная свобода» продолжается и на более глубоких слоях. Обратите внимание, что основой большинства фэнтези-историй как был, так и остаётся поход, путешествие. И читатель тоже исследует и «открывает» для себя новый мир, «освобождаясь» от груза мира настоящего.

Избегая остроактуальных проблем, погружаясь в жанровую архаику – с разворотом от повестки к самовыражению, именно здесь, парадоксально, в наличии ярчайший социальный комментарий. Вот что сам Толкин писал о политических метафорах «Властелина»:

«Настоящая война [Вторая мировая] не повлияла ни на ход, ни на завершение войны легендарной. [Иначе] Кольцо бы оказалось захвачено силой и использовано против Саурона. Он не был бы уничтожен, а порабощён, а Барад-дур избежал бы разрушения и был оккупирован. Саруман, не сумев завладеть Кольцом, обманом и хитростью бы нашёл со временем на землях Мордора недостающие частицы <…> и создал бы собственное Великое Кольцо, бросив другим вызов за власть над Средиземьем. В этой войне обе стороны были бы враждебны к хоббитам, и те не пережили бы её даже в положении рабов».

Отказ от комментария – тоже комментарий. Исход «легендарной войны» – это то, как «война настоящая» должна была закончиться. Победой гуманизма, которого не случилось; разоружением, которое провалилось; вниманием к обычным людям, которое снова досталось героям-полководцам (всех спасла пара хоббитов, а не Гэндальф с Арагорном).

Такая оптика делает фэнтези не полигоном эзоповых намёков, а орудием «пересборки» мира. «Есть и другие миры, кроме этого», как в своём фэнтези писал Стивен Кинг. Ну и что, что они «лишь» воображаемые, – попасть туда нельзя без обоюдной свободы – как автора, так и читателя.

Толкин стал соавтором учебника свободы – и сегодня он более влиятелен, чем Маркс. Так что, если к следующему юбилею целый жанр фэнтези объявят жанром-иноагентом, я не удивлюсь. Будем помнить, что другие миры, где Кольцо уничтожили, тоже есть.

Тэги: Футуризм сегодня Кирилл Фокин
Обсудить в группе Telegram

Кирилл Фокин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Никто не остров, но кое-кто – герои

    03.11.2021
  • «Земная федерация» и её враги

    05.10.2021
  • Кирилл Фокин: «Пишу о том, о чём сам хотел бы прочесть»

    07.09.2021
  • Никто не остров, но кое-кто – герои

    18 голосов
  • «Земная федерация» и её враги

    14 голосов
  • Кирилл Фокин: «Пишу о том, о чём сам хотел бы прочесть»

    9 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS