Данил Васильев
Состоялась презентация книги «Система координат. Открытые лекции по русской литературе 1950–2000 годов. Московский концептуализм. Поэтическая труппа «Альманах» (М.: Культурная инициатива, 2024). Особенности крупных явлений неподцензурного искусства СССР 1970–1980‑х годов обсудили на сцене кафе «Гоген». Ведущим вечера стал поэт Юрий Цветков.
Лекции, вошедшие в сборник, объединяет фигура Льва Рубинштейна. Как отметили создатели книги, их работа посвящена памяти Льва Семёновича.
Покинувшего наш мир в январе 2024 года Рубинштейна вспомнила также лектор Оксана Саркисян, которая рассказала об умении поэта «постоянно находить нестандартные формы коммуникации, соответствующие разным историческим периодам». Исследовательница принимала активное участие в создании книги и смогла сделать содержание лекции о московском концептуализме доступным для широкого круга читателей.

Литератор и режиссёр Даниил Духовской представил две уникальные аудиозаписи Дмитрия Пригова. Интервью с одним из основоположников московского концептуализма и прочитанный автором отрывок из «Книги о счастье (в стихах и диалогах)» не только запечатлели живые эмоции поэта, но и помогли глубже понять его взгляды на искусство. Дмитрий Пригов называл основой своего творчества попытку «найти внутри стиха место для себя». На свои поэтические произведения концептуалист «смотрел снаружи», пытаясь понять, насколько он был искренен при их написании.
Об истории создания поэтической труппы «Альманах» подробнее рассказал бывший участник коллектива Михаил Айзенберг. Большую поддержку молодым литераторам в конце 1980‑х оказал Союз театральных деятелей, выделивший ресурсы на создание творческих мастерских, которым понадобились готовые спектакли. Поэтический театр «Альманаха» помог в сложившейся ситуации и начал выступать на сцене.

В завершение своей речи Михаил Айзенберг процитировал литературоведа Андрея Зорина, писавшего: «Поэтический театр «Альманаха» доказывает, что поэзия возможна даже тогда, когда она невозможна». По мнению поэта, «невозможность творить» разделила всех «пишущих» на два художественных мировоззрения – тех, кто пытался преодолеть такую проблему, и тех, кто не подозревал о ней. К первой группе и относились члены труппы «Альманах».
Последним слово взял Михаил Шейнкер, который отметил, что творцов в «Альманахе» объединяло то, что «обязательства у них одни, а свобода у каждого своя». Литературовед подвёл итог обсуждению и подчеркнул: поэтическая труппа, как и московский концептуализм в целом, по-прежнему актуальный факт, а не история литературы.