Покинув стены alma mater, молодой художник оказывается предоставленным самому себе. Его никто не вынуждает, как в былые времена, ехать в богом забытую глубинку преподавать рисование в школе, но и маститые галеристы не распахивают своих объятий очередному юному дарованию в великодушном стремлении воздать ему должное. Он им не интересен, пока не заставит говорить о себе. Как? Способов много, но основных стратегий только две: либо уловить, куда дует ветер, и, подставив ему свои паруса, попытаться стать актуальнее самых актуальных, либо рискнуть и постараться проложить собственный курс в бурном море арт-рынка. В природе этого нелёгкого выбора мы решили разобраться вместе с художником Семёном КОЖИНЫМ. Выбор собеседника не был случаен. «ЛГ» несколько лет назад открыла его. Работы художника есть во многих известных частных собраниях как в России, так и за рубежом, а одна из картин была приобретена для коллекции Букингемского дворца. При этом Кожин – не авангардист, не модернист, не постмодернист, не пост-пост… а самый что ни на есть реалист.
– Насколько я понимаю, выбор сводится к дилемме: стать как все или остаться самим собой?– По сути, да. Но те, кто выбирает так называемое актуальное искусство, вовсе не считают, что тем самым утрачивают собственную индивидуальность. Наоборот, они свято убеждены в уникальности своего дарования, и коммерческий успех для них является лучшим подтверждением их «правоты». Мысль о том, что мейнстрим – это среда обитания для людей, скорее, посредственных, нежели талантливых, им в голову обычно не приходит.
– Срабатывает психологическая защита!
– Возможно. Но мне кажется, они просто не понимают, что в погоне за успехом попадают в зону действия законов рынка. Рынок актуального искусства управляется теми же принципами, что и любой другой. Но об этих законах у них, как правило, нет ни малейшего представления. На рынке наибольшим спросом пользуется то, что удовлетворяет вкусу не знатока, а «массового потребителя».
– То есть ширпотреб?
– Скажем так: «товар». И чтобы понять, как на этом рынке продвигается «товар», достаточно проштудировать толковую книгу по маркетингу. В основе стратегии продвижения – «новизна». Я специально беру это слово в кавычки, потому как новизну того или иного произведения зачастую трудно и доказать, и опровергнуть. Для этого надо хорошо знать всю историю искусства. Многие галеристы и дилеры, продвигающие актуалитеты, такими знаниями не располагают. Да они им и ни к чему. Они не искусствоведы, а бизнесмены. Их задача – побыстрее сбыть «товар» так называемым ценителям, а по сути, потребителям, у которых эти знания тоже, как правило, отсутствуют, ибо приобретение произведений искусства для них является не следствием любви к искусству, а атрибутом статуса.
– Значит, им важна цена?
– В первую очередь. Для большинства цена является эквивалентом качества. И престижа, что для людей состоятельных ещё важнее. И престижность, и цену формируют дилеры, напрямую заинтересованные в сбыте. С именами авторов и самими предметами искусства они играют, как с акциями на бирже: на повышение своих фаворитов и на понижение конкурентов. К художественной ценности произведений это никакого отношения не имеет.
– А как можно «понизить» конкурента?
– Есть много способов. Например, объявить его творчество китчем. Вначале немецким словом, производным от английского sketch – «этюд», называли быстро продающиеся маленькие произведения, стоившие совсем недорого. Позднее оно стало синонимом ширпотреба и дурного вкуса, не давая при этом чёткого определения: что же это такое. Термин этот мне кажется несколько искусственным, некой провокацией, с помощью которой можно ударить по успешному конкуренту: когда придраться вроде бы не к чему, достаточно сказать «китч», и на многих это произведёт нужное впечатление. Вообще же бум вокруг актуального искусства держится на том, что его легко воспринимать неподготовленному человеку.
– То есть оно работает на понижение смысла? У старых фламандцев каждый цветочек, каждая ягодка в натюрморте имели своё значение. Это не было просто красивой картинкой. Восприятие реалистической живописи требует определённой подготовки…
– …а в произведение актуального искусства можно вложить любой смысл, какой тебе в голову придёт. Вот и повод для гордости дилетанта – я приобщился к искусству, мне ничему учиться не надо, я и так всё понимаю. А если смысл можно трактовать как угодно, то средств воздействия на публику, в том числе и на потенциальных покупателей, – гораздо больше. Получается универсальный язык, свободный от религии, от нравственных, эстетических, вообще от каких бы то ни было критериев. И если ты говоришь: это бездарно, и художник и дилер могут тут же встать в позу обиженных: «Мы такой глубокий смысл вложили, а вы ничего не увидели. Это вы слепой, а не мы бездарные». Возражать трудно, ведь, кроме «нравится – не нравится», никаких критериев нет.
– Чистой воды манипуляция…
– …перед которой широкая публика беззащитна. Да она и не пытается защищаться, ведь потреблять легко и приятно.
– Извечный девиз любого бизнеса.
– Я же говорил, что арт-рынок ничем принципиально не отличается от любого другого. И дело тут не только в сходности механизмов сбыта «продукции». Развитие искусства очень часто привязывают к развитию промышленности. Технический прогресс ведёт к увеличению потребления, то есть к увеличению денежной массы, излишки которой и вкладывают в искусство точно так же, как и в расширение и модернизацию производства. Вот механизм, двигающий рынок актуального искусства. А чтобы оно не подешевело, создаётся миф – картины и скульптуры, в которые вы вложили деньги, так же ценны, как золото и бриллианты.
– Получается, что художник должен либо стать аскетом и писать только по велению души, либо превратиться в дельца? А возможно рисовать и для души, и на продажу и при этом не страдать от вынужденной раздвоенности?
– Маркетологи в один голос твердят: если вам не нравится то, что вы делаете, вероятность того, что на этом поприще вы провалитесь, слишком велика. Можно поначалу что-то и заработать, но крах практически неизбежен. Так что я бы поставил вопрос иначе. Можно так выстроить стратегию собственного продвижения, что ты будешь рисовать для души и тебя купят таким, какой ты есть. Лучше правда, чтобы реализацией этой стратегии занимался не ты сам, а менеджер, иначе на творчество может не хватить ни сил, ни времени. Но это в идеале. На практике же художнику, чтобы выжить, надо прикладывать много усилий: совмещать в себе маркетолога, бухгалтера, специалиста по ведению переговоров, юриста, психолога. Изначально ты свободен и никому не нужен и тебе придётся доказывать, что ты что-то собой представляешь. Это сложно. Искусство само по себе вообще мало кому нужно. Коллекционеры не в счёт.
– Так вот почему вы за учебники по маркетингу взялись!
– Я столкнулся с теми же проблемами, что и большинство выпускников. Стоял вопрос, не бросить ли профессию. Но сдаваться не хотелось. Активность – залог выживания. Интернет – самое дешёвое средство коммуникации и самое перспективное. Можно галеристам выслать изображения своих работ, зарегистрироваться на профессиональных бесплатных сайтах и разместить свои работы там, завести свой сайт, искать конкурсы, гранты.
– Спасение утопающего – дело рук самого утопающего?
– Если он не собирается склеить ласты и пойти ко дну.
Беседу вела