Антрепризный спектакль «Свободная пара» в постановке режиссёра Бориса Мильграма по пьесе итальянца Дарио Фо за полтора часа сценического действия раскрывает всю типичность взаимоотношений мужчины и женщины, проживших в браке энное количество лет.
Именно типичность и придаёт спектаклю актуальность и даже подчёркивает непреходящую свежесть – ведь если у кого случается в жизни нечто подобное, то застаёт врасплох. Как заметил когда-то классик русской литературы, все счастливые семьи счастливы одинаково. Зато несчастливые дают драматургу обширный и неизбывный материал для творческой деятельности. И лауреат Нобелевской премии по литературе, драматург, актёр и режиссёр Дарио Фо препарирует ситуацию вечную, а потому избитую (и наоборот). Его супружеская пара переживает кризис, когда у мужа «седина в бороду – бес в ребро», а у жены – «Король умер. Да здравствует король!».
Примечательно, что традиционные брачные разборки остались в большинстве своём за скобками. Жена, оправившись от шока, вызванного предательством уже неблаговерного, чувствует себя ненужным, одиноким человеком, но постепенно у неё открывается второе дыхание. Из неуверенной брошенки к финалу она становится сильной женщиной «в самом расцвете сил». И теперь супруг пытается восстановить свой потерянный рай – зависимость друг от друга…
Мария Аронова и Борис Щербаков существуют в сценическом пространстве, постоянно обыгрывая его, себя, друг друга и зрительный зал… Их совместная энергия выплёскивается далеко за рампу, и актёрам уже ничего не остаётся, как перейти «четвёртую стену» и поговорить со зрителями по душам. Не только о своём наболевшем, но и о том, что потенциально может коснуться (или уже коснулось) любого из присутствующих. Обсуждение общей проблемы сближает, и разговор идёт на одном языке – оказывается, собрались «все свои». И этой внезапностью близкого общения актёрский дуэт, то и дело соскакивающий в импровизацию, преподносит весомый сюрприз зрителям, пришедшим на комедию.
Сакраментальная фраза: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» в контексте спектакля «Свободная пара» никого уязвить не может – это всего лишь признак его классичности. Об эмоционально сложном периоде разрыва двух людей, некогда любивших, многое друг другу в совместной жизни давших, имеющих детей и общий дом, поведано и не сентиментально, и не цинично, и не грубо, но со знанием дела. Рассказывая об одиночестве в семье, создатели утрируют его ключевые моменты и своим зажигательным оптимизмом (дескать, всё преодолимо) поднимают настроение – зал хохочет без пауз. Самоирония и гротесковая манера игры обоих партнёров придаёт по сути драматической истории необходимый комедийный тон.
Поэтому «Свободная пара» может считаться большой режиссёрской удачей при работе с востребованным, любимым публикой, но сложным и коварным жанром. При этом создаётся впечатление, что перед нами – весьма редкий случай, когда режиссёр и актёры выступают соавторами постановки. Личностное слияние исполнителей с их героями происходит на драйве, с жадностью хорошего артиста до хорошей роли, что придаёт скромному по сегодняшним меркам камерному спектаклю на двоих нечасто испытываемое в современном российском театре очарование.