Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2013 г.

Свободная, да не очень

06 марта 2013

Антрепризный спектакль «Свободная пара» в постановке режиссёра Бориса Мильграма по пьесе итальянца Дарио Фо за полтора часа сценического действия раскрывает всю типичность взаимоотношений мужчины и женщины, проживших в браке энное количество лет.

Именно типичность и придаёт спектаклю актуальность и даже подчёркивает непреходящую свежесть – ведь если у кого случается в жизни нечто подобное, то застаёт врасплох. Как заметил когда-то классик русской литературы, все счастливые семьи счастливы одинаково. Зато несчастливые дают драматургу обширный и неизбывный материал для творческой деятельности. И лауреат Нобелевской премии по литературе, драматург, актёр и режиссёр Дарио Фо препарирует ситуацию вечную, а потому избитую (и наоборот). Его супружеская пара переживает кризис, когда у мужа «седина в бороду – бес в ребро», а у жены – «Король умер. Да здравствует король!».

Примечательно, что традиционные брачные разборки остались в большинстве своём за скобками. Жена, оправившись от шока, вызванного предательством уже неблаговерного, чувствует себя ненужным, одиноким человеком, но постепенно у неё открывается второе дыхание. Из неуверенной брошенки к финалу она становится сильной женщиной «в самом расцвете сил». И теперь супруг пытается восстановить свой потерянный рай – зависимость друг от друга…
Мария Аронова и Борис Щербаков существуют в сценическом пространстве, постоянно обыгрывая его, себя, друг друга и зрительный зал… Их совместная энергия выплёскивается далеко за рампу, и актёрам уже ничего не остаётся, как перейти «четвёртую стену» и поговорить со зрителями по душам. Не только о своём наболевшем, но и о том, что потенциально может коснуться (или уже коснулось) любого из присутствующих. Обсуждение общей проблемы сближает, и разговор идёт на одном языке – оказывается, собрались «все свои». И этой внезапностью близкого общения актёрский дуэт, то и дело соскакивающий в импровизацию, преподносит весомый сюрприз зрителям, пришедшим на комедию.
Сакраментальная фраза: «Над кем смеётесь? Над собой смеётесь!» в контексте спектакля «Свободная пара» никого уязвить не может – это всего лишь признак его классичности. Об эмоционально сложном периоде разрыва двух людей, некогда любивших, многое друг другу в совместной жизни давших, имеющих детей и общий дом, поведано и не сентиментально, и не цинично, и не грубо, но со знанием дела. Рассказывая об одиночестве в семье, создатели утрируют его ключевые моменты и своим зажигательным оптимизмом (дескать, всё преодолимо) поднимают настроение – зал хохочет без пауз. Самоирония и гротесковая манера игры обоих партнёров придаёт по сути драматической истории необходимый комедийный тон.
Поэтому «Свободная пара» может считаться большой режиссёрской удачей при работе с востребованным, любимым публикой, но сложным и коварным жанром. При этом создаётся впечатление, что перед нами – весьма редкий случай, когда режиссёр и актёры выступают соавторами постановки. Личностное слияние исполнителей с их героями происходит на драйве, с жадностью хорошего артиста до хорошей роли, что придаёт скромному по сегодняшним меркам камерному спектаклю на двоих нечасто испытываемое в современном российском театре очарование.

Обсудить в группе Telegram

Арина Абросимова

Журналист, искусствовед, сценарист, редакт... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS