Придя с работы, включаешь телевизор, надеешься тихо, спокойно посмотреть фильм или передачу. Но только успеваешь вникнуть в происходящее на экране – ОНА. Навязчивая, с громким, резким звуком и видеорядом, призванным заставить посмотреть на экран любого человека, чем бы он в этот момент ни занимался.
В начале 90-х широким, бурным потоком шла реклама домов на Канарах, бирж и прочего, абсолютно среднему телезрителю недоступного. С развитием современных технологий, равно как и появлением чёткой картины потребительской аудитории, реклама становится адреснее. Но – наглее и беспардоннее с каждым месяцем. Ещё пару лет назад телезрители беззлобно шутили, что в современной России есть три основные проблемы – перхоть, менструация и кариес. Увы, сейчас это не так. Реклама из средства продвижения товара на рынке превратилась в средство «промывания мозгов» и пропаганды образа жизни как системы. Реклама настойчиво учит ОБРАЗУ ЖИЗНИ. Купи – машину, дом, квартиру! Телевизор, бытовую технику! Нет денег – не беда. Заложи душу Жёлтому Дьяволу (эх, прав был в своё время Алексей Максимович) – и КУПИ В КРЕДИТ! Будь – как все. Складывается впечатление, что нас целенаправленно подсаживают на «кредитную иглу»...
Купил квартиру прямо сейчас? Молодец, обставь её, чтобы было «не как у лохов». Что, денег нет? Возьми – на технику, на ремонт, потом отдашь! Неудобно ездить на работу общественным транспортом из свежекупленной и обставленной квартиры? Не проблема – возьми автокредит, и машинку не лоховскую, а какую-нибудь иномарочку, да покруче.
Размеры выплат по кредитам уже зашкаливают за размер зарплаты? Да тоже не проблема – кредиты наличными, в любом месте и в любое время! Хочется навороченный телефон или компьютер – бери, дорогой, просто будешь должен…
В общем, реклама назойливо рекламирует: «Бери от жизни всё, потом как-нибудь расплатишься!»
Заели проблемы, мысли всякие лезут в голову на тему «Как же с этим жить дальше?». Какие проблемы? «Не грусти – похрусти». А заодно – залей. Чем угодно. На выбор. «Крепкий привет из Амстердама», «Крепость и выдержка», «Пиво с мужским характером». Или – «Сказка для взрослых» – лес, девки, баня.
В общем, «там, где Россия», происходит сплошная «вечеринка». А если стало совсем плохо и пиво, даже креплёное, не помогает – «отпусти свою тоску». К услугам страждущих – широкий выбор антидепрессантов. Отпусти её... Свою, типа, тревогу.
Резюме – всё взял в кредит, залил тревогу крепким пивом, заглотал антидепрессантами – и можно жить.
Первыми об исходе подобного «промывания мозгов» забили тревогу писатели-фантасты. Такие рассказы начали появляться у Брэдбери и Азимова ещё к исходу 60-х. Теперь – докатилось и до нас. Популярный отечественный фантаст Фёдор Березин очень занимательно описывал мир-2030: оболваненное стадо, ютящееся в разваливающихся панельных многоэтажках и выстраивающееся в очереди перед мегамаркетами и бронированными кредитными пунктами. Крепостные, которые и живут-то из милости банка, которому задолжали, и работают – за пищу и доступ к новым кредитам. И – немногие радикалы, которые пытаются с этим бороться путём публичных казней воротил рекламного бизнеса. Страшно? А ведь к этому всё и идёт.
По утверждению сотрудников милиции и прокуратуры, в последние годы количество преступлений, совершённых по корыстным мотивам и направленных против личности, возросло лавинообразно. Так же как и помолодел «контингент». Всё чаще на освидетельствование в Центр судебной психиатрии им. Сербского попадают и школьники. И, что характерно, они не испытывают раскаяния в том, что совершили.
...У Васи есть мобильный телефон последней модели, а у Пети его нет. И вот сидят они на пару во дворе, «оттягиваются с «Клинским». И Петя без тени сомнения бьёт Васю бутылкой по голове и уходит с его телефоном – тормоза-то все и всяческие сняты. И очень удивляются все – и сам Петя, который не понимает, за что такое его повязали, и Петины родители, которые бегают к следователю и плачутся, что «мальчик был такой тихий, всё дома у телевизора, мы-то на работе целый день…».
Психологи бьют тревогу. Дело в том, что основной «потребитель» рекламной жвачки – подросток, вне зависимости от пола. В этом возрасте переживается потеря доверия к ранее существовавшим авторитетам – родителям, учителям. И в результате подросток пытается сформировать собственное мировоззрение. Только вот вопрос – как и на чём оно формируется. Любой психолог может подтвердить, что в этом возрасте он может стать «лёгкой добычей» для любого проповедника наживы. И чего хорошего можно ожидать от мировоззрения, сформированного нашей нынешней агрессивной рекламой?..
Вроде бы в последнее время предпринимаются какие-то шаги, направленные на обуздание рекламной вакханалии. Например – ограничили продолжительность рекламной паузы и отодвинули рекламу алкоголя на время после 22.00.
Результат? Увы, нулевой. Да, рекламные блоки стали меньше по продолжительности, но гораздо чаще. Если посидеть у экрана с секундомером, можно убедиться, что общая продолжительность рекламы только возросла.
И – посмотрите любой рекламный блок после 22 часов. Из 15 роликов 7 рекламируют различное пиво (преимущественно крепкое), три – призывают купить авто в кредит, оставшиеся пять тоже призывают что-либо купить «взаймы».
…И идущие в то же вечернее время многочисленные криминальные обзоры потихоньку сдвигают основные темы своих сюжетов от «выпил, обнёс палатку, ничего не помню» к «взял кредит, накупил, не расплатился, выпил, обозлился, убил, ограбил». Только в последнем случае человек всё прекрасно помнит и совершенно ни в чём не раскаивается – он же «просто поддерживает образ и стиль жизни» (услышано также от сотрудников Института Сербского). Так что раскольниковский вопрос «тварь ли я дрожащая или право имею?» теперь задают себе всё больше и больше телезрителей.
И на закуску – небольшая логическая задачка. Кто в основном смотрит рекламу? В том-то и дело, что молодёжь. Остаётся ещё понять, какая. Ибо молодёжь более или менее обеспеченная чаще либо сидит в Интернете, либо смотрит то, что хочет, по DVD. А продукцию антенного ТВ из молодёжи «потребляет» в основном население российских городов и весей. Где машинист тепловоза получает 6000 рублей в месяц, да и то с задержками. А реклама настойчива – купи, возьми, оторвись, расслабься, «ты этого достоин».
Так что нечего удивляться тому, что на тёмных улочках появляются новоявленные Робин Гуды: в ушах – плеер, в одной руке – пиво, в другой – ножик, в голове… А в голове – то, чему так долго и навязчиво обучает современная реклама. Или в лучшем случае – абсолютная пустота, в которой сиротливо толчётся вопрос: «Где срубить влёгкую бабла на кайф?»
И нечего удивляться, что эти же искатели красивой жизни способны убить или искалечить кого угодно ради удовлетворения сиюминутных потребностей, а потом психиатры долго и мучительно обследуют их на предмет вменяемости. Какая вменяемость, доктор?!
Реклама-то – с ума сойти...