Что может быть приятнее самолюбию журналиста, чем устранение «отдельных недостатков», выявленных в острой статье? И что может разбить журналистское сердце так, как полное наплевательство на поданный сигнал?
29 ноября прошедшего года была открыта мемориальная доска на знаменитом Доме писателей в Москве (Лаврушинский переулок, дом 17, строение 2). «Здесь в разные годы жили выдающиеся писатели, учёные, деятели культуры», гласит надпись на мемориале. Казалось бы, ура – и пробки в потолок! Ведь 16 ноября (№ 45) «ЛГ» опубликовала довольно-таки язвительную заметку «Что в имени тебе моём», где речь шла как раз о том, что на легендарном доме висит только одна доска – в честь забытого театрального критика Ю. Юзовского, автора монографии «Советские актёры в горьковских ролях». Странно: улица Горького стала Тверской, памятник Буревестнику убран с площади Белорусского вокзала, а имя Юзовского одиноко сияет мемориальным золотом.
А между тем в доме, построенном по личному указу И. Сталина, в разное время проживали Борис Пастернак, Илья Эренбург, Агния Барто, Илья Ильф и Евгений Петров, Фёдор Гладков, Константин Федин, Юрий Олеша, Михаил Пришвин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Эммануил Казакевич, Константин Паустовский, Владимир Чивилихин, Маргарита Алигер, Лев Ошанин, Владимир Соколов и многие другие.
Но победный крик отчего-то застрял в горле. На памятной доске не перечислен никто из именитых жильцов дома в Замоскворечье. Не оправдалось даже ироническое предположение нашей газеты, что выдающихся писателей переведут в «и др.» и «многие», – в мемориальном тексте отсутствуют и эти слова. Просто «жил» невесть кто «в разные годы». А Юзовский за всех представительствует. Подробное перечисление, видимо, напугало чиновников, охраняющих московские памятники, возможными последствиями: глядишь, учёные своих потребуют увековечить, «деятели культуры» за своих начнут хлопотать. А тут вроде бы всем сестрам по серьгам, пусть и камушки дешёвенькие.
Чиновники управы столичного района Якиманка, говорят, обиделись на «ЛГ» за предыдущую публикацию. Дескать, мы за эту доску бились-бились, а нас вон как! Так не стоило, дорогие якиманцы, молчком убиваться за такое убожество. Надо было в колокола звонить. Ведь дом в Лаврушинском числится объектом культурного значения, хотя и с невыявленной категорией. Так её и надо было выявить, прежде чем лепить безымянную доску! Правда, против фамилии А.В. Левановой – начальника отдела культурного наследия ЦАО в одноимённом департаменте – нет ни номера телефона, ни адреса электронной почты, но, полагаем, добраться до неё посильно: было бы желание.
Да и неслучайно, по всему выходит, апеллировала «ЛГ» к районной управе: в прессе сообщалось, что на торжественном открытии глухонемой мемориальной доски к собравшимся «с приветственной речью» обратился глава РУ Якиманка Михаил Столбов. Но почему же на сайте управы нет ни слова о столь якобы знаменательном событии? Не потому ли, что М. Столбов и его подчинённые прекрасно понимают, что досочка-то того… Пустоватая, прямо скажем.
Что ж! Значит, орган исполнительной власти самого маленького по территории и самого крупного по объектам культуры района не вполне понимает задачу сохранения культурного наследия лица государства – его столицы. Пойдём выше! И надеемся, что мэр Москвы услышит и поймёт нас.