Благотворительный фонд имени П.М. Третьякова отметил пятилетие и вручил награды «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» сотрудникам прославленной галереи.
Человечество любит круглые даты. Отмечать их с размахом давно уже стало традицией. Но, независимо от размаха празднования, едва только смолкнут возвышенные речи и завершатся соответствующие «датские» мероприятия, как о виновнике торжества забывают. До следующей круглой даты.
Со 150-летием Третьяковской галереи могло произойти то же самое. Виктор Михайлович Бехтиев, в течение десяти лет руководивший реконструкцией галереи, мог вздохнуть с облегчением (всё успели к сроку) и с чистой совестью переключиться на другие проекты. Знаменитая галерея и так для него не была просто строительным объектом: здесь многие годы работает его супруга Елена Владимировна. Но, видно, прикипела у него душа к Третьяковке, по которой он теперь с закрытыми глазами мог пройти от крыши до подвалов. Ведь одной лишь реконструкцией проблемы известно всему миру музея не исчерпываются. И тогда пришло решение: создать благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова и попробовать своими силами решить хотя бы часть проблем, до которых у государства руки не доходят и неизвестно, дойдут ли вообще.
Трудно было рассчитывать на то, что госчиновники занялись бы восстановлением семейного некрополя Третьяковых на Даниловском кладбище. После того как могилы братьев-меценатов были перенесены, о нём практически забыли и захоронения стали разрушаться. Не такой памяти от потомков заслуживала фамилия, подарившая России таких сыновей. Вроде бы не велика заслуга – оградки новые поставить, памятники отреставрировать, надписи восстановить. И средства вроде не такие уж огромные. Но ведь у государства и этой толики для Третьяковых не нашлось, а уж о том, каких титанических усилий стоит в нашей стране получение соответствующих разрешений и согласований, и говорить не приходится. Чиновникам запрещать-то гораздо сподручнее – хлопот меньше. Чем измерить настойчивость и упорство тех, кто одолел эту «линию Маннергейма»?
В 2008 году фонд стал соучредителем возрождённого за несколько лет до этого журнала «Русское искусство», а с 2009-го стал издателем журнала. Много ли найдётся среди нынешних меценатов, желающих вкладывать деньги в серьёзное искусствоведческое издание, пусть даже и со славным прошлым (в 1923 году его выпускали крупнейшие деятели русской культуры – Игорь Грабарь, Александр Бенуа, Павел Муратов, Евгений Замятин, Осип Мандельштам)? Ведь рассчитано оно на профессионалов и достаточно небольшой круг просвещённой читающей публики, так что его не то что прибыльным, но даже окупаемым не сделаешь. Но не лишать же этих людей столь необходимой им духовной пищи на том только основании, что источник её не вписывается в жёсткие реалии рынка? На Западе финансирование таких изданий за счёт частных средств в порядке вещей. У нас пока это редкие исключения из правила.
Заслуг у фонда немало: организация специализированных выставок, проведение благотворительных экскурсий, подготовка декабрьских музыкально-поэтических вечеров. Но одна традиция заслуживает особого упоминания. Музейные работники – люди скромные и самоотверженные. Их труд широкой публике неизвестен, но без него ни один музей существовать не может. А воздать им по заслугам у государства получается далеко не всегда.
О том, что каждый год в декабре фонд имени Павла Михайловича Третьякова вручает достойнейшим из достойнейших награды «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству» мы сообщаем своим читателям регулярно: это как раз тот случай, когда награды действительно находят героев, и страна этих героев должна знать.
Нина Глебовна Дивова пришла в Третьяковскую галерею в 1960 году. Жизнь распорядилась так, что несколько поколений её семьи были связаны с галереей, и она стала как бы продолжательницей династии. В экспозиции сокровищницы висит крест, сделанный дедом Нины Глебовны – Николаем Николаевичем по просьбе графа Бобринского. Тётя, Елена Николаевна Дивова, работала в музее с 1935 года, возглавив после войны отдел реставрации графики. Муж Нины Глебовны, Игорь Иванович Скляренко, 25 лет и до последних дней жизни работал в Третьяковской галерее реставратором темперной живописи. Сама Нина Глебовна сначала занималась реставрацией живописи, затем реставрацией икон. Проработав в мастерских галереи более четверти века, в конце 80-х Нина Глебовна возглавила созданный тогда в музее выставочный отдел, которому был необходим энергичный, бескомпромиссный и широко эрудированный руководитель.
Четверть века посвятила родному музею Евгения Александровна Гра – художник-реставратор высшей категории отдела научной реставрации древнерусской живописи. Её чуткими руками и руками её учеников были восстановлены известнейшие иконы из основного собрания Третьяковки, а также иконы храма-музея Святителя Николая в Толмачах. Можно только представить, какой трепет испытывает реставратор, освобождая от следов безжалостного времени шедевр, подлинный вид которого никто не видел в течение нескольких сотен лет. Возвращать человечеству его прошлое – миссия, выполнимая очень немногими.
С недавних пор фонд награждает не только сотрудников родной Третьяковки, но и их коллег из музеев российской глубинки, заслуги которых не менее значимы, но отмечаются ещё реже. На этот раз лауреатом стала Антонина Борисовна Андреева – директор Великоустюгского государственного музея-заповедника. Если бы не её энергия и недюжинные организаторские способности, ни за что не стал бы районный краеведческий музей крупным многопрофильным комплексом – историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, объединившим 26 уникальных памятников архитектуры.