Юрий Быков. Солнце светит одинаково. – М.: Зебра-Е, 2022. – 300 с. – 1000 экз.
Витает в воздухе некая «усталость» от постмодернизма – это несомненно!
Юрий Быков – фигура заметная в современном литературном пейзаже. В последние несколько лет он собрал сразу несколько литературных наград, в том числе дважды был отмечен премией имени Антона Дельвига «За верность слову и Отечеству». В 2020 году писатель одержал победу в номинации «Художественное слово» с рассказом «Неизвестный» об обороне Севастополя, а в 2021 году стал лауреатом в номинации «Публицистика».
Новый роман Юрия Быкова «Солнце светит одинаково» выдвинут издателем на соискание премии «ГИПЕРТЕКСТ». В нём писатель уверенно порывает с затейливыми сюжетными приёмами, к которым прибегал ранее в своих произведениях. Нет и столь дорогих сердцу автора «попаданцев», перемещений во времени и пространстве. Роман «Солнце светит одинаково» – сугубо реалистичен. В одном Быков остался верен себе – проза его льётся как душеполезная мелодия – без напряжения и внутренних противоречий; ну и, конечно же, нельзя не отметить безукоризненный, отточенный, летящий язык его произведений. Создаётся ощущение, что Быков «пишет, как дышит».
Итак, несколько слов о фабуле самого сочинения.
Самое простое – сказать, что новый текст Юрия Быкова о нашей стране в непростой период её истории (а когда были простые?), период жёсткой ломки, крушения иллюзий великого народа и его мечты о «городе Солнца». О людях, которых время застало в момент этих тектонических сдвигов, каждого врасплох...
На самом же деле речь идёт не только и даже не столько об этих и вправду масштабных событиях, действительно сотрясших «до основания» и государство, и души его граждан.
Быков рассуждает о Зле – мировом, инфернальном, извечном, о его зарождении.
Откуда оно берётся, где и чем питается, в каких тёмных глубинах подсознания созревает и, коварно притаившись, ждёт своего часа, готовое в нужный момент растерзать всё и вся. Или оно нигде не таится, а, наоборот, выходит смело на свет (ведь солнце светит одинаково), уверенное в своей изощрённой силе и недееспособности Добра?!
И мы, наивные и беспечные, проходим по берегам этой мистической реки Зла, стараясь не заглядывать в её мрачные глубины.
Именно так поступила героиня романа Елена Тихоновна Неретина на заре своей жизни, столкнувшись с предательством возлюбленного, готового уступить её другому ради карьеры. Но женщина отнюдь не порывает с ним, а даже выходит за него замуж. Почему? Зачем обрекает она себя на несчастье, зачем «прогибается» и смиряется со злом? И что же... Расплата неизбежно настигает её. Обстоятельства складываются так, что Елена узнаёт такую страшную правду о своём муже, что сердце не выдерживает.
«Коготок увяз, всей птичке пропасть»!
Детективная линия, интригующая и оригинально преподнесённая, помогает усвоить всю философскую глубину романа Быкова и делает текст живым и динамичным.
Но солнце продолжает светить тем, кто не продался и не продал, не усомнился и не предал, нашёл в себе силы остаться Человеком.
Это первая рецензия на произведения, которые, несомненно, войдут в Большой список литературной премии имени Александра Чаковского «ГИПЕРТЕКСТ». На сегодня подано более 200 заявок, но больших по форме произведений среди них пока немного. Поэты и переводчики – народ более активный, лёгкий на подъём, а романисты обычно не спешат присылать свои книги на конкурс. Хотя некоторые издатели уже начали проявлять заботу о своих авторах, а «Литературная газета» продолжит знакомить читателей с произведениями наших номинантов.
Ника Амираджиби