Проблема Фирсов не столько в форме правления и правителях, сколько в воспитании. Человека с детских лет учат не самостоятельному мышлению и поступку, а повторению мыслей и действий старших, учат не высовываться. Отсюда – консерватизм и боязнь новаторства. В школе отличник тот, кто смотрит в рот какой-нибудь Марии Ивановне, которая всем остальным вбивает в голову, что они уроды и дебилы. Ребёнок привыкает, что главное – списать чужие мысли, а его собственные рассуждения не нужны, вредны и вообще он не дорос ещё до своих мыслей и т.д. Повторяй, что говорит вышестоящий (начальник), и всё будет нормально.
Эта средневековая модель образования прочно укоренилась, и готовить она может только рабски преданных исполнителей. В вузе мы пытаемся изменить сложившуюся ситуацию, но это уже очень сложно.
Для наших учащихся списать считается святым делом, и если какой-либо ученик не даёт тетрадь для списывания, он жмот и плохой человек. При этом совершенно упускается из виду, что самостоятельное решение задачи является интеллектуальной собственностью того, кто её решил. И вот подрастает эта молодёжь и начинает тотально списывать с чужих книг, с чужих проектов, с чужих стран, в итоге мы имеем то, что имеем. При отсутствии самостоятельных знаний и навыков самостоятельного творчества как может человек добиться высокой должности? Только подкупом, родственными связями.
Пока мы не сделаем ставку на индивидуальность (не ту, что покупает дипломы и должности, а ту, что готова жить самостоятельно), перемен не будет.