«Тимур и его команда», «Кортик», «Бронзовая птица», «Белеет парус одинокий»... Перечислять можно долго. Во всех этих произведениях о подростках увлекательность сюжета основывалась на приключениях, происходивших с ними во взрослом мире. Соответственно, ребят объединяло желание помочь друзьям или немощным, разоблачить врагов. Врагов – будем говорить прямо – существующего строя!
Литература последних лет для юношества имеет дело, как правило, с выяснением обстоятельств преступлений уголовного характера. Криминализированное общество – соответствующие приключения литературных героев. Увы, из песни слов не выкинешь.
Не стало исключением и повествование Наталии Кузнецовой. Целый ряд событий превращает героев книги в сыщиков: пропажа собаки, исчезновение сестры одного из ребят, кража старинных книг, многое другое. А значит, от автора рассказа на известную тему требуется довольно высокое исполнительское мастерство: техника владения сюжетом, словесная оснащённость, знание подростковой психологии и атрибутов этой определённой социальной группы, умение привнести авторское своё в уже заклишированное общее.
А своё заключается в мелочах, которые могут быть столь симпатичными, что уже задают тон всему повествованию. Берётся, например, всем известное имя Лёшка. Мальчишеское имя. Однако у Натальи Кузнецовой свой подход. И Лёшка превращается в девочку. Зовут-то её Ольга. Но брат её, Ромка, когда был маленький и пытался повторять длинные слова, справлялся с этим не всегда, и имя «Олюшка» получалось у него кратко: Лёшка. Просто, жизненно и действенно в плане работы на текст и на читателя.
В отличие от иных авторов не забывает Наталия Кузнецова и о том, что, помимо поисков преступников, ребятишки постоянно открывают что-то для себя новое. Вот открытие Ромки:
– Лёшк, гляди-ка! Пушкин-то, оказывается, быстрей писал, чем компьютер. Он в своём Болдине из-за холеры застрял и три месяца не мог оттуда выбраться, так как карантин кругом был. И вот за это время, с третьего сентября по тридцатое ноября, он – вот тут написано – создал около пятидесяти произведений разных жанров.
Разбирается автор и в собаках, и в антикварных изданиях. И вообще – во всём, о чём пишет. А в наше время всеобщей профанации это дорогого стоит. Например, стоит того, чтобы прочесть «Взорванного «императора» как добротную, прежде всего, литературную работу.
Ну а кто оказался преступником… Пересказывать не буду.