Нынешний год во Франции зовут «перекрёстным». Строго говоря, ничего в нём не «пересекается», а параллельно в двух странах – России и Франции – будет реализована долго готовившаяся панорама выдающихся достижений в сфере культуры и науки.
Открытие Года Франции в России ещё предстоит, а торжественная церемония открытия Года России состоялась в Париже в парадных залах Министерства иностранных дел. Нашу страну на этой церемонии представляли глава администрации президента Сергей Нарышкин, министр культуры Александр Авдеев и спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, Францию – министр экономики, промышленности и занятости Кристин Лагард и министр культуры Фредерик Миттеран. Заполнившая зал французская культурная элита числом в несколько сот человек смогла получить исчерпывающую информацию о подготовленных мероприятиях, размах которых поражает. Тон задали два из них, проведённые в тот же день, что и церемония открытия: «Дискуссия интеллектуалов», которую провели непременный секретарь Академии «бессмертных» Элен Каррер д'Анкосс и директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, и концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, исполнившего произведения Чайковского. Пожалуй, отличительной особенностью этой программы является то, что значительная, если не подавляющая, часть намеченных мероприятий будет проведена не в столице, как это бывает обычно, а в самых разных городах страны и охватит едва ли не всю территорию Франции.
Представить не только всю намеченную программу, но хотя бы самую главную её часть нет никакой возможности: она занимает десятки страниц убористого шрифта. Сознавая всю субъективность моего отбора, назову лишь то, что показалось заслуживающим особого внимания. Например, обсуждение новейших архивных находок, раскрывающих неизвестные страницы истории российско-французских отношений в сфере культуры. Грандиозная выставка в Лувре, озаглавленная «Святая Русь», – из экспозиций Музеев Кремля, Исторического музея, Третьяковской галереи, музеев Владимира, Суздаля, Новгорода. Другие выставки – им нет числа – в разных городах, в том числе выставки и спектакли, связанные со столетием прославленных Дягилевских сезонов. Внимание привлекла ещё одна – назовём её необычной (пройдёт в Като-Камбрезисе и Ницце): она посвящена одной из многочисленных русских муз французских художников, в данном случае Лидии Делекторской, музе Матисса в последние 20 лет его жизни. Ещё одна, тоже совершенно необычная: «Музыка при Ленине и Сталине» – показывающая великие свершения музыкальных гениев, творивших вопреки всему и создавшие свои шедевры в самых разных жанрах. Не говорю о бесчисленных драматических, оперных, балетных спектаклях столичных и региональных коллективов (с особым интересом ждут гоголевскую «Женитьбу», которую привезёт из Петербурга Валерий Фокин, спектакли Пермского и Новосибирского балетов, труппы Бориса Эйфмана, а также театра Николая Коляды). Старые советские и новые российские фильмы будут показывать весь год в разных залах по всей стране.
Из литературных мероприятий отмечу «Поэтическую весну», которая пройдёт в Париже и семи других городах, с участием Олеси Николаевой, Марии Степановой, Сергея Гандлевского, Льва Рубинштейна и Евгения Бунимовича, международную встречу романистов, куда приглашены Владимир Сорокин и Леонид Гиршович, и, конечно, традиционный Салон книги, где в этом году России отведено беспрецедентно огромное пространство: 350 квадратных метров. Кто именно его заполнит – об этом мы, наверно, узнаем скоро.
, собкор «ЛГ», ПАРИЖ
От редакции. Иные приведённые в материале имена вызывают тревожное дежавю. Очень бы не хотелось, чтобы литературные программы Года России во Франции превратились, как пять лет назад во время Парижского книжного салона, в тусовку, однобоко и тенденциозно представляющую современную российскую словесность.