Театральный люд, как известно, время считает по сезонам, не по календарю... Но примета одна и та же: как сезон начнётся, так и пойдёт...
После многих предыдущих лет разочарований вдруг сразу два талантливых спектакля: мольеровский «Дон Жуан» в «Сатириконе» и «Три толстяка» Юрия Олеши в «Жар-птице». Два редко идущих названия – это при нынешнем-то осточертевшем репертуарном единообразии! И два сравнительно недавно оказавшихся в топе модных столичных режиссёров новых имени – Егор Перегудов и Виктор Никоненко. Обратите на них внимание. Перегудов недавно назначен главным режиссёром при Алексее Владимировиче Бородине в РАМТ – тоже некий знак перемен (так же у вахтанговцев: в творческом руководстве худрук Туминас и главреж питерский Бутусов). А Виктор Никоненко уже прославился в молве спектаклем по Габриэлю Маркесу в театре Образцова, любимец «Золотой маски».
И вот старый-новый, кажется, всем известный из прошлого герой Дон Жуан или Гуан, волновавший умы многих поколений писателей, артистов, зрителей. Какой он теперь?! Любитель женщин... романтик... искатель идеала или просто приключений. А, может, просто гуляка и бабник... В веках он бывал разным. В числе мной виденных, одним из лучших был спектакль Анатолия Эфроса в восьмидесятые годы прошлого века: время расцвета в пору застоя. Так у него два состава главных исполнителей, рядом верный слуга Сганарель, его антипод, Волков–Каневский и Козаков–Дуров и то были разными. Весь спектакль был пронизан типичным для того времени недовольством жизнью, стремлением вырваться за круг дозволенного, жаждой свободы. В то же время Эфрос сделал ещё один спектакль про Дон Жуана на малой сцене, его мало кто видел, и не по Мольеру, а по современной пьесе С. Алёшина, где Андрей Миронов в главной роли был незабываемо грустным, усталым, потерянным и трагичным. И вдруг почти через полвека, чуть поменьше – новый Дон Жуан молодого режиссёра и модного теперь актёра Тимофея Трибунцева с Константином Райкиным. Здесь слуга – обаятельный лгун, пройдоха, приспособленец, вовсе не оппонент, альтер-эго героя. Трибунцев как ртуть подвижен, вёрток, вездесущ и удивительно похож... на Дениса Вороненкова. Без всякой вульгарности и новых текстов, в обстоятельствах мольеровской пьесы, по классическому тексту, но и с новым смыслом. В современной постановке. Обладатель неуёмной жизненной силы, энергии, азарта, любитель женщин. Он их меняет и исчезает, как фокусник, ворует, мошенничает и всегда выходит сухим из воды. В огне не горит, в воде не тонет. Его убивают, но он снова оживает. И становится депутатом Госдумы... Нет, это – не из пьесы и спектакля, а уже из моих собственных размышлений, послевкусие, продолжение мыслей после спектакля. Такие «плохие мальчики» всегда нравились женщинам. Здесь, в спектакле, они вовсе не печальные жертвы, вызывающие сострадание, а стоят своего обольстителя. Охотятся за ним толпами, согласны на всё. Как нынешние оголтелые поклонницы Серова, сами точно не знающие, от кого у них ребёнок. Для мужчин и женщин любовь в новом спектакле – разменная монета, азартная игра, средство достижения разных целей, не исключая, конечно же, удовольствия. Какая уж тут «О, донна Анна!», как у Александра Сергеевича Пушкина. Две замечательные актёрские работы Трибунцева и Райкина. На полной отдаче работающие все участники спектакля. Изысканные изобретательные мизансцены. Спектакль идёт в бешеном ритме, держит зал в напряжении. Классический, но и родственный сегодняшнему зрительному залу спектакль. В центре сцены интересно придуманная архитектурная конструкция, уходящая ввысь, к колосникам, к небу башня с кругами... ада? Вавилонская? Для грешников. Сценограф – Владимир Арефьев, музыка – Сергея Филиппова и Сергея Ракитина. В спектакле небо обрушивает на героев обломки Вселенной, муляжи рыб, ведь именно рыбы были опознавательным знаком Христа, по их изображениям находили путь к нему. Смешно и страшно. Конец света. Апокалипсис. Люди, опомнитесь! Пожалуй, лишь на финал не хватило пороха. Выпущенные в зал воздушные шары не заменяют образа мироздания. Мелко... Всё должно взорваться. Но это по-моему.
А «Три толстяка» в кукольном театре «Жар-птица» – ещё одно открытие. Прежде всего режиссёра и сценографа Виктора Никоненко. Но и труппы, актёров, их возможностей. Действие происходит на сцене и на ширме, рядом органично соседствуют люди и куклы, марионетки на нитках и живые актёры: мир пестрый, красивый, но и как всегда бывает в хороших спектаклях не вульгарно, не в прямую, но подспудно отсылает зрителей к размышлениям о современной жизни. Режиссёр сознательно сокращает, микширует в тексте Юрия Олеши политические мотивы, ушло время бунтов и революций, конфликты теперь перенесены в мир взаимоотношений людей и техники, цивилизации и человечности. Огромная придуманная фигура сразу трёх толстяков, собирательный образ коллективного олигарха в трёх лицах, с разноцветными, но пустыми глазами. Сегодняшний трёхглавый Кощей Бессмертный, которого во всех сказках побеждает добрый молодец. Город кукольников надёжно охраняют бравые красавцы – солдаты; здесь, как во всяком городе, есть свой учёный-защитник Просперо, а для радости и веселья приехали клоуны цирка-шапито с фокусником Гаспаро и красавцем-канатоходцем Тибулом. Может быть, кто-то помнит Алексея Баталова в роли Тибула в знаменитом старом фильме? Это был секс-символ ушедшего в Лету Советского Союза. Но и здесь зрители могут не волноваться: добро обязательно победит зло, люди – нелюдей. Самые маленькие куколки в спектакле – дети Тутти и Суок, прелестные, крошечные и самые беззащитные. Автор спектакля придумал для них дополнительный сюжет, они оказались братом и сестрой, так они нужны друг другу, так им хорошо и необходимо вместе. Их-то прежде всего надо оберегать и защищать в мире больших взрослых, это глубинный пафос спектакля. В кукольном театре трудно бывает разграничивать исполнителей, они вездесущи, во всех лицах, умело помогают друг другу, синхронно работают кукловоды Ольга Щербович-Вечер, Анастасия Тукаева, Ирина Дмитриева, Мария Магденко, Тагир Мангуткин, Никита Абдулов.
Талантливый театр. Никакие три толстяка их не победят. Люди всегда будут жить независимо от олигархов и трёх толстяков. Были бы живы клоуны, актёры, режиссёры, только обязательно талантливые.
Анна Кузнецова